реферат скачать
 

Контрольная: Контрольная работа по БЖД

Контрольная: Контрольная работа по БЖД

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЯ. ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ. 2

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДА ПО ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ_ 3

3. ВЕНТИЛЯЦИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ. КРАТНОСТЬ ВОЗДУХООБМЕНА. МЕТОДИКА РАСЧЕТА. 6

4. ДЕЙСТВЕЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ЧЕЛОВЕКА_ 8

5. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ. 9

6. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ_ 15

7. ОЦЕНКА ХИМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ. 18

8. ОРУЖЕЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖЕЕ. 19

9. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА_ 21

ЛИТЕРАТУРА: 23

1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЯ. ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ.

Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи

образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.

Человечество – тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития

живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за ее счет. Все его

современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни

на нашей планете.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное

количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу

Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают

установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия.

Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их

деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы.

Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука,

помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса. Раскрывая законы

связей, на которых основана устойчивость жизни, люди все глубже понимают, как

нужно изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой,

по каким принципам развивать и использовать свою техническую вооруженность.

Эти возможности во многом зависят от социального устройства общества, т.е. от

связей внутри человеческого коллектива.

Таким образом. Для экологически грамотного хозяйствования на Земле нужно

знать очень много – от того, как взаимодействуют со средой отдельные

организмы, до понимания общепланетарных связей жизни и места в них

человеческого общества.

Это сложность отражена в структуре и содержании экологической науки. Ее название

образовано сочетанием двух греческих слов: «ойкос», что означает

дом, жилище, и «логос» - наука, изучение. Название это ввел

немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 г. Образно говоря, экология –

это наука о том, как жить в собственном доме.

Не изучив, на каких связях основаны функционирование и устойчивость живой

природы, человек не смог бы понять, как строить свои собственные отношения с

ней. Поэтому две главные составные части современного экологического знания –

это общая, или фундаментальная, экология, изучающая всю живую природу в

целом, и социальная экология, изучающая взаимосвязи человеческого общества с

природой.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДА ПО ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ

Трудовую Деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный

труд.

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в

результате постоянного ис­пользования достижений и продукции научно-

техническо­го прогресса и осуществления широких социально-эконо­мических

преобразований. Вместе с тем труд остается пер­вым, основным и непременным

условием существования че­ловека, экономического, социального и духовного

разви­тия общества, всестороннего совершенствования личности.

В соответствии с принятой физиологической классифи­кацией трудовой

деятельности в настоящее время разли­чают следующие формы труда.

Формы труда, требующие значительной мышеч­ной энергии. Этот вид

трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует

повышен­ных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000—6000 ккал) и выше в

сутки.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный

физический труд имеет и ряд не­достатков. Это прежде всего его

неэффективность, свя­занная с низкой производительностью и необходимостью

перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего

времени.

Механизированные формы труда. При этих формах труда

энергетические затраты рабочих колеблются в пре­делах 12,5—17 МДж (3000—4000

ккал) в сутки.

Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют

программы действий. Про­фессии механизированного труда нередко требуют

специ­альных знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюда­ется уменьшение объема

мышечной деятельности, в рабо­ту вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов

конеч­ностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений,

необходимые при управлении механиз­мами. Однообразие простых и большей частью

локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде

информации приводят к монотонности труда.

Формы, связанные с частично автоматизирован­ным производством.

Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной

обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека

ограничивается обслуживанием автомати­зированных линий и управлением

электронной техникой. Ха­рактерные черты этого вида работ — монотонность,

повы­шенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда — это постоянная

готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих

неполадок. Такое функциональное состояние "оперативного ожидания" различно по

степени утомляемости и зависит от отноше­ния к работе, срочности необходимого

действия, ответствен­ности предстоящей работы и т. д.

Групповые формы труда конвейер. Особенность

этой формы заключается в разделении общего процесса на конк­ретные операции,

строгой последовательности их выпол­нения, автоматической подаче деталей к

каждому рабоче­му месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с

заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на

операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония — одно из отрицательных последствий кон­вейерного труда,

которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе

этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой дея­тельности,

развивающееся при действии однообразных по­вторных раздражителей, что снижает

возбудимость ана­лизаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость ре­акции,

и, как следствие, быстро наступает утомление.

Формы труда, связанные с управлением производ­ственными процессами и

механизмами. Человек вклю­чен в систему управления как необходимое

оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше

участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы

управления про­изводственным процессом: в одних случаях пульты управ­ления

требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае

непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или

речедвигательных актах, во втором — работник нахо­дится главным образом в

состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд

представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства

(например конструк­торы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), так и

вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, арти­сты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема

разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти и

внимания, час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как

правило, незначительны, суточные энергозатраты состав­ляют 10—11,7 МДж

(2000—2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное

снижение двигательной активности чело­века, приводящее к ухудшению

реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия

яв­ляется неблагоприятным производственным фактором, одной из причин

сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента

во всех сферах профессиональ­ной деятельности. В наступивший компьютерный век

во многих профессиях, преимущественно физического тру­да, увеличивается доля

умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются

на электрон­ную технику.

Умственный труд связан с приемом и переработкой ин­формации, требует

напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, а также активации

процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на опера­торский, управленческий,

творческий труд, труд медицин­ских работников, труд преподавателей, учащихся

и сту­дентов. Отличаются они по организации трудового процес­са,

равномерности нагрузки, степени эмоционального на­пряжения.

Операторский труд. В условиях современного много­факторного

производства на первый план выдвигаются функ­ции управления и контроля за

работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания

поку­пателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или глав­ного

администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за

короткое время и повы­шенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд — труд руководителей учреж­дений, предприятий,

характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения,

повы­шенной личной ответственностью, периодическим возник­новением конфликтных

ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудо­вой деятельности,

требующая значительного объема па­мяти, напряжения внимания, что повышает

нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программи­стов,

дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников,

архитекторов, конст­рукторов.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работ­ников, работников всех

сфер услуг отличается постоянны­ми контактами с людьми, повышенной

ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия

пра­вильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального

напряжения.

Труд учащихся и студентов — это напряжение ос­новных психических

функций, таких как память, внима­ние, восприятие; наличие стрессовых ситуаций

(экзамены, зачеты).

Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно

при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда,

проведении необходимых мер по повышению работоспо­собности организма,

созданию комфортных условий для тру­довых коллективов и отдельных работников.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм

при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке

информации. По степени напряженности труд подразделяется на следующие классы:

оптимальный – напряженность легкой степени, допустимый

напряженность средней степени, напряженный труд 2-х степеней.

Наиболее легким считают умственный труд, в котором отсутствует необходимость

принятия решения (оптимальный). Если же оператор работает и принимает решение

в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым. К

напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с

решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием

нескольких инструкций. Творческая деятельность, требующая решения сложных

задач при отсутствии очевидного алгоритма решения. Должна быть отнесена к

напряженному труду 2-й степени тяжести.

3. ВЕНТИЛЯЦИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ. КРАТНОСТЬ ВОЗДУХООБМЕНА. МЕТОДИКА РАСЧЕТА.

Необходимые характеристики микроклимата воздуха рабочей зоны, как правило,

обеспечиваются вентиляцией.

Под вентиляцией понимают организованный и регулируемый воздухообмен,

обеспечивающий удаление из помещения загрязненного воздуха и подачу на его

место чистого, определенной влажности и температуры.

Вентиляция бывает: естественная и принудительная, общая и местная,

организованная и неорганизованная.

Естественная вентиляция осуществляется с помощью проемов в стенах (окон,

дверей, фрамуг, форточек) или вентиляционных каналов, без применения

специальных механических воздушных насосов.

Принудительная вентиляция – вентиляция, осуществляемая с помощью механических

побудителей (вентиляторов) по специальным воздуховодам или каналам.

Организованная вентиляция – вентиляция, которая предусмотрена заранее при

проектировании здания или рабочего места (двери, форточки).

Неорганизованная вентиляция – вентиляция, осуществляемая через щели в окнах,

дверях, стенах из-за некачественного строительства зданий или неправильной

эксплуатации. Этот вид вентиляции не предусмотрен проектом.

Общая вентиляция осуществляется по всему объему помещения или рабочей зоны.

Местная вентиляция осуществляется в зоне ограниченного объема или рабочего

места ( над кухонной печью, над столом химического шкафа).

Естественная вентиляция осуществляется аэрационным, дефлекторным или

смешанным способами.

Аэрационная вентиляция осуществляется за счет разности удельного веса

холодного и теплого воздуха снаружи и внутри помещения, или напора ветра.

Дефлекторная вентиляция осуществляется за счет разности давлений на концах

вентиляционного канала (трубы), которая возникает за счет обдувания

скоростным напором ветра одного из концов трубы (как правило, вынесенного на

крышу сдания)

Чаще используются смешанные способы естественной вентиляции, когда

используется и разность температур внутри и снаружи помещения, и скорость

ветра.

Принудительная вентиляция осуществляется тремя способами: вытяжная, приточная

и приточно-вытяжная.

При вытяжной вентиляции вентилятором откачивается воздух из помещения. В

результате разрежения чистый воздух из окружающей среды или подсобных

помещений (через щели в окнах, дверях, воздуховодах) поступает внутрь

помещения. Применяется, когда загрязнитель воздуха в помещении не является

токсичным пожаро-взрывоопасным (избыточное тепло, продукты дыхания людей или

животных, избыточная влажность).

При приточной вентиляции свежий воздух нагнетается вентилятором в помещение,

создавая в нем избыточное давление. При этом загрезненный воздух через окна,

двери, воздуховоды выдавливается в окружающую среду. Применяется в случае

незначительной концентрации в воздухе вредных веществ, но требуется

дополнительная обработка свежего воздуха (подогрев, охлаждение, увлажнение и

т.д.)

Приточно-вытяжная вентиляция предполагает наличие в одном помещении двух

вентиляторов, один из которых работает в вытяжном режиме, а другой в

приточном. Применяется в случае, когда загрязнитель воздуха токсичен,

пожаровзрывоопасен или когда загрязнитель имеет большую концентрацию в

воздухе.

Для обеспечения необходимых условий труда важное значение имеет кратность

воздухообмена, мощность вентиляционных систем и выбор их типа.

Воздухообменом принято называть количество воздуха, которое необходимо

подавать в помещение и удалять из него, в кубических метрах за час. Основным

показателем является кратность обмена (коэффициент вентиляции К), которая

показывает, сколько раз весь воздух помещения заменяется наружным воздухом в

течение часа, и рассчитывается по формуле:

K=W/V (1/час), где

W – объем удаляемого воздуха из помещения, м3/ч;

V – объем помещения, из которого удаляется воздух, м3 .

При определении воздухообмена в торговом зале магазина исходят из следующего:

- температуру воздуха в торговом зале принимают на 5 градусов выше наружной;

- количество посетителей в торговом зале магазина определяется на основе

наблюдений и рассчитывается как средняя величина.

- количество тепла, выделяемого одним работником, принимают равным 80 ккал/ч,

а посетителем – 75 ккал/ч;

- относительная влажность воздуха – 80%.

Необходимо иметь ввиду, что высокая подвижность воздуха вызывает сквозняки,

мешающие работе и вызывающие простудные заболевания.

4. ДЕЙСТВЕЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ЧЕЛОВЕКА

При эксплуатации и ремонте электрического оборудования и сетей человек может

оказаться в сфере действия электрического поля или непосредственном

соприкосновении с находящимися под напряжением проводками электрического

тока. В результате прохождения тока через человека может произойти нарушение

его жизнедеятельных функций.

Опасность поражения электрическим током усугубляется тем, что, во- первых,

ток не имеет внешних признаков и как правило человек без специальных приборов

не может заблаговременно обнаружить грозящую ему опасность; во-вторых,

воздействия тока на человека в большинстве случаев приводит к серьезным

нарушениям наиболее важных жизнедеятельных систем, таких как центральная

нервная, сердечно-сосудистая и дыхательная, что увеличивает тяжесть

поражения; в-третьих, переменный ток способен вызвать интенсивные судороги

мышц, приводящие к не отпускающему эффекту, при котором человек

самостоятельно не может освободиться от воздействия тока; в-четвертых,

воздействие тока вызывает у человека резкую реакцию отдергивания, а в ряде

случаев и потерю сознания, что при работе на высоте может привести к

травмированию в результате падения.

Электрический ток, проходя через тело человека, может оказывать

биологическое, тепловое, механическое и химическое действия.

Биологическое действие заключается в способности электрического тока раздражать

и возбуждать живые ткани организма, тепловое – в способности вызывать ожоги

тела, механическое – приводить к разрыву тканей, а химическое – к электролизу

крови.

Воздействие электрического тока на организм человека может явиться причиной

электротравмы. Электротравма – это травма, вызванная воздействием

электрического тока или электрической дуги. Условно электротравмы делят на

местные и общие. При местных электротравмах возникает местное повреждение

организма, выражающиеся в появлении электрических ожогов, электрических

знаков, в металлизации кожи, механических повреждениях и электроофтальмии

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.