реферат скачать
 

Творчество А. Ленотра

Творчество А. Ленотра

Министерство  образования и науки  Республики Казахстан

Восточно – казахстанский Государственный Технический  университет  им. Д. Серикбаева




Архитектурно – строительный факультет


Кафедра «Архитектура и дизайн»








Реферат

Тема: Творчество А. Ленотра













                                                                   Ст. гр.  04-ДА-2  Ярочкина А.А.


                                                                   












Усть-Каменогорск

2007 г.

Содержание



1  Введение

2  Андрэ Ленотр - садовник короля и король садовников

3 Ленотр - создатель французской школы паркового искусства

4  История Версаля. Король Франции и Король Садовников. Людовик 14 и                           Андре Ленотр.

5  Выводы

6  Список литературы





































Введение


Садово-парковое искусство - искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства - в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении в единое целое элементов природы и художественного творчества. Практика зеленого строительства включает помимо создания озелененных участков подбор растений для различных климатических и почвенных условий, посадку растений и уход за ними, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоемами, дорогами, площадками, скульптурой. Многообразые композиционные приемы можно свести к 2 основным приемам: регулярному (геометрическому) и пейзажному (живописному, имитирующему естественный ландшафт). Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и т. д. Планировка садов в Древнем Египте отличалась строгой регулярностью: главное здание располагалось в центре, прямая аллея соединяла его с входом на участок и являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на 2 равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоемы. В государствах Древнего Двуречья существовали большие заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединенных лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII век до н. э.). В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы, а иногда и центры города. Уже в V веке до н. э. были распространены регулярные сады, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев. В древнеримском садово-парковом искусстве большую роль играли искусственные водоемы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники, излюбленными малыми формами были трельяжные изгороди, беседки-перголы. В средние века регулярные сады арабских стран, Ирана, Средней Азии замыкались со всех сторон высокими стенами. Узкие каналы разделяли территории на участки, где на прямоугольные или квадратные газоны высаживались контрастные по цвету растения. В странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) господствовали принципы пейзажной композиции. Идея вечной обновляемости природы в японских садах подчеркивалась прихотливыми очертаниями водоемов и дорожек, а также характером малых архитектурных форм, неразрывно связанных с естественной средой. Вода и камни, песок и мох, яркие цветочные акценты, миниатюрные композиции из карликовых деревьев - неотъемлемые компоненты японских садов. В средневековой Европе в садах выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники; изредка вкраплялись газоны с цветочными грядками. Подъем садово-паркового искусства в европейских странах начался в эпоху Возрождения. Были разработаны приемы разбивки регулярного сада (итальянские архитекторы Дж. Виньола, П. Л. Лигорио), в котором как бы развивались композиционные соотношения, заложенные в архитектуре главного здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции XVII века, воплотились в строго геометрической планировке регулярных парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале). В середине XVIII века в Европе возникли свободно распланированные пейзажные ("английские") парки. В парках изобиловали "романтические" руины, а также постройки, имитировавшие сельское жилище. В середине XIX века в европейских странах и США создавались многочисленные общественные парки, в XX веке почвились новые виды садово-паркового искусства (спортивные парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог - "линейные", исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом).



Андрэ Ленотр - садовник короля и король садовников






12 марта 1613 года родился выдающийся человек, украсивший мир новыми неповторимыми шедеврами, где роль перспективы, могущество человека и великолепие Франции средних веков воспеваются в величественных шедеврах ландшафтной архитектуры, выспренних изысках паркового искусства барокко и великолепии ухоженной природы, не униженной изящной прилизанностью, а поражающей строгостью форм, сохраняющих, тем не менее, внутреннюю силу и мощь. Садово-парковое искусство было частью творческого поиска образованных и обладающих властью людей еще в древности. Особенности влияния формы, стиля, логика расположения деталей, тонкая игра с перспективой, все эти приемы использовались с античных времен в приемах регулярного стиля в парковых ансамблях различных властителей во всех частях света. Чаще всего инструментом воздействия являлось сочетание архитектуры здания или комплекса зданий с «элементами» природы – растениями, важнейшую роль отводили повторяющимся композициям или малым архитектурным формам, придающим своеобразный ритм и некоторым образом настраивающих, как бы гипнотизирующим зрителя готовя его к восприятию главного – значению данного места. Так построены резиденции правителей, храмовые комплексы, другие общественные учреждения – математическая логика и точность, как символ организации общества.

Периоды творческого поиска естественной природы, так называемый пейзажный (английский) стиль в ландшафтной архитектуре как правило характеризует наступление разрушительного Хаоса, где поиск истины не прямолинеен и сентиментальный романтизм ведет к революционным брожениям идей. Периоды же расцвета государства любой эпохи и любой политической формации обозначены появлением блестящих архитектурных и парковых ансамблей, восхищение великолепием которых не проходит веками, пока люди могут наблюдать их, меняется лишь форма и математическая модель регулярности. В современном же мире эта регулярность скрывается за изящными новыми приемами использования законов гармонии, заимствованными в интуитивно давно известному человеку бионическом подходе к инженерии сооружений и архитектуре.



Среди произведений, повлиявших на архитектуру большинства садово-парковых комплексов, особое место занимают творения французского садового мастера, происходившего из семьи старейших королевских садовников, получившего разностороннее образование, автора самого известного в мире дворцового парка, резиденции французских королей - Версаля. Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Париже. Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Он принимал участие в устройстве садов при дворце Тюильри, что зафиксировано в документах датируемых 1572 года, вместе с сыном Жаном обустраивал резиденции французских королей. Жан Ленотр проектировал и строил партеры, склеп, бассейны и другие объекты вокруг городской резиденции французских королей. Однако именно их сын и внук Андре Ленотр спустя немного лет станет самый именитым в известной династии парижских садоводов, самым известным и прославленным ландшафтным архитектором Франции и Европы.


 Его имя станет в ряду со знаменитыми зодчими, художниками, скульпторами не только этой эпохи блеска барокко, но и войдет в мировую историю искусств.

С самого раннего детства Андре был погружен в атмосферу искусства, в котором мастерство и знания садовника совмещались с глубоким пониманием объемности пространства и формы, всего того, что связано с созданием архитектурных ансамблей. Поэтому не удивительно, что именно он создал шедевры садово-парковой архитектуры, которые стали носить название французского стиля и послужили основой создания большинства лучших парковых ансамблей Европы, где внутренняя энергия ухоженной природы, сдерживается твердой рукой садовника. Андре Ленотр учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ (ок. 1629), занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца Ленотра, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637) передавшего ему свою должность. Интерес к использованию видовых перспектив как в садовом, так и в градостроительном аспекте стал визитной карточкой произведений мастера. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и проектирует одновременно оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г.).


 Развивая новую концепцию садов прилегающих к Лувру, он проявил характерное стремление к открытым, далеко протяженным видам, что позволяет нам наблюдать блестящее продолжение центральной оси композиции - проспект Елисейских полей, дополненный современными архитекторами захватывающей архитектурой новых кварталов Де Франс?. Однако настоящим триумфом Ленотра, стал парк (созданный всего за 4 года) близ нового дворца в Во-ле-Виконт близ Мелёна, возведенного Луи Лево для королевского министра Фуко (1656 г.). Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства от камерности итальянских вилл переведен к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат с различными функциями). В 1657 году Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. В этот период (1660-е годы) им создаются дворцовые парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие. Это было бы невозможным если бы совместная работа и творческие контакты одаренных людей разных профессий объединенных желанием решать разнообразные задачи.


Свободное перетекание идей из одной сферы творчества в другую весьма способствовало сочетанию художественного, научного и технического начала, на котором основывается ландшафтная архитектура. Однако самым великим творением Ленотра стало создание (в 1661–1668) ансамбля Версаля и Трианонов. Скучный заболоченный ландшафт рукой мастера превращен здесь в произведение искусства, захватывающее своей грандиозностью и несмотря на всецелую подчиненность строгим и рациональным законам, сохраняющую невообразимое разнообразие. Поражают сами масштабы ансамбля. Так называемый Малый парк, примкнувший к дворцу с запада, охватывает территорию около 1740 га. Продолжающий его далее на запад Большой парк, имеющий скорее характер лесопарка с широкими аллеями, занимает 6600 га. Протяженность дворца с севера на юг 500 м, длина Большого канала вдоль композиционной оси 1600 м при ширине 50 м.

Количество гостей приглашенных на праздники здесь достигало фантастической цифры - 200 тысяч. Творческая работоспособность Ленотра поражает. Одновременно с работой в Версале он трудился над созданием и перепланировкой других королевских резиденций парков в Шантильи (1663-1683), Ссо (1670-1677), Матиньоне (1676), Дампьер (1675) и нескольких других. Ошибочно считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов. Можно вспомнить об итальянских садах в стиле барокко (виллы Д'Эсте, Ланте, Капрарола), так и в самой Франции регулярные, геометрически распланированные сады появились за два века до него. В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI-XVII веков (Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые галереи и театры, каскады, гроты, каналы и другие формы классического дворцового парка.


Однако в Версале, где ландшафтная составляющая не просто дополняет здание дворца, а выступает с ним как бы на равных, впервые сформирован столь грандиозный целостный и пространственно связанный ансамбль. Теперь стало возможным заявить о появлении качественно нового подхода к планированию территорий, появлении методов использования немыслимых ранее масштабов, протяженностью уже не в десятки и сотни, а в тысячи метров. Влияние Ленотра и его школы на последующее развитие ландшафтного искусства сложно переоценить. Известные английские мастера, создавшие регулярные парки в Хемптон Корте, Гринвиче и других местах - Г. Уайз, Д. Роз, считали себя его учениками. В Германии, М. Шарбонье в 1666 г. запроектировал обширный парк во французском стиле -Геррегаузен. Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга - работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других. Очевидна связь с некоторыми чертами Версаля и дворцово-парковых ансамблей под Санкт-Петербургом.


Необычайно благоприятное сочетание большого таланта художника А. Ленотра (1613—1700) и великодушного покровительства Людовика XIV (время правления 1643— 1715) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая с 1632 г. королевским садовником, А. Ленотр создал ряд парковых ансамблей — Тюильри, Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др. Рассмотрим два из них. 

Во-ле-Виконт. Загородная резиденция министра финансов Фуке. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656—1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки. 

Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов. На плоскостях террас последовательно размещены кружевные цветники, водные партеры, каналы поперечных осей, концентрируя внимание в направлении движения. Дорога, идущая от дворца по центру террас, является главной композиционной осью. Она завершается большим поперечным каналом (преобразованное русло реки) и замыкается архитектурно оформленным холмом (пластически обработанный высокий берег реки). Это единственный случай замыкания Ле-нотром перспективы. Канал с каскадом и гротом — кульминационный узел парка, уравновешивающий дворец. Открытые полосы террас с цветниками, бассейнами и фонтанами окружены стрижеными зелеными стенами боскетов, образующими залы под открытым небом. 
Развитие композиции от дворца к холму идет в направлении нарастания площадей террас, упрощения рисунка, укрупнения деталей, расширения поперечных водных осей, как будто все более углубляющихся в зеленые массивы боскетов и все более ориентирующих на боковые картины. Дворец в каждой точке парка воспринимается как центр пейзажной картины с различным оформлением. Декоративное украшение сада дополняют многочисленные фонтаны, скульптуры, вазы с цветами. При движении в обратном направлении, т. е. к дворцу, нарастает усложнение композиций. 
Умело используя перепад рельефа, Ленотр определил такую высоту и ширину террас, которые, при кажущейся раскрытости всего ансамбля, обеспечили необходимую смену впечатлений, постепенное и последовательное включение в обзор парковых композиций (поперечных осей каналов, водных партеров). 
Парк рассчитан на пребывание большого количества людей, проведение грандиозных праздников, театральных представлений и трактовался как красочная обширная декорация. 
Версаль. Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ле-нотром вместе с арх. Лево и Ман-саром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк — 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории — осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания,посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить. В ассортименте из лиственных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных — тисе и ель, из плодовых — яблоня, груша, вишня. 

В итоге Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса. 

В основе реализации этих идей лежали следующие принципы: 

— развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей поперечные оси, уравновешивающие композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты; 

— создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркивающих его главенство и раскрывающих архитектуру; 

— создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы; 

— введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу; 

— учет особенностей оптического восприятия пространства. 

Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада примерно 500 м. С востока к нему подходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящихся на Площади армии. 
Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1,5 га). От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер. Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ковра 330 м, ширина — 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длина продольной части — 1600 м, поперечной — 1000, ширина — свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое примечательное — декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной ориентации. 
Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении). Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных, уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними свободным. 
Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придвор-цовая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и завершается Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью земли на 13 м, переходит в Оранжерейный сад и завершается Озером швейцарцев. 
Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходящих: первая — через Колесницу Аполлона, вторая — через восточный бассейн Большого канала,— отделяет лесопарковую часть от боскетной. 
Между придворцовой частью и дорогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится участок боскетов. 
Деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания густого массива зелени. По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди — палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет. Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использовали граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки. Иногда у палисадов высаживали вьющиеся. 
Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал. Королевский остров). 
За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по поперечной линии Большого канала проходит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга — Менажерией. 
Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала. 
В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его частей: придворцовая часть имеет более сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упрощение композиций. 
Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко продумана последовательность восприятия композиций с учетом рельефа. Так, на главной оси у водного партера виден только уходящий вдаль Большой канал, а через несколько метров, у края террасы, взору открывается Латона, спешащий к ней Аполлон и объединяющая их полоса Зеленого ковра. Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца». 
Классические парки Франции стали образцом для подражания. Многочисленные ученики и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии — королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода); в Ганновере — ансамбль Герренгаузен; в Австрии — Шенбрунн и Бельведер (арх. Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брюля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх. Кнобельсдорф). 
Опыт Версаля А. Ленотр использовал при реконструкции и строительстве Парижа, что также получило свое развитие в градостроительстве Франции и других государств. Подобно парковой оси Версаля Ленотр создал проспект Ьлисейских полей. Протяженность оси, равная 3 км, становится своего рода нормативом в градостроительстве. Так, например, Невский проспект в Петербурге на отрезке от Адмиралтейства до Московского вокзала или главная ось центрального парка в Вашингтоне имеют длину 3 км. 
Значительная протяженность магистрали Елисейских полей потребовала ее расчленения с целью устранения монотонности и создания разнообразия. Ленотр ввел круглые площади, уже оправдавшие себя в Версале. Вслед за ним этот прием использовал Мансар при строительстве площади Победы в Париже. В последующем круглые площади стали неотъемлемой частью планировки городов. 
Трехлучье, введенное Ленотром, благодаря смелости решения и новизне также нашло широкое применение в планировке городов Франции, Пруссии, России (Петербург, Тверь и др.). 

В Париже Ленотр много работал по строительству и реконструкции улиц. Это прежде всего улицы богатых аристократических предместий, а также улицы с бедной застройкой, куда он вводит озеленение в виде рядовых посадок формованных деревьев. Такое линейное оформление придавало улицам строгость и единообразие, подобные ордерному оформлению. Оно позволило композиционно объединить разнохарактерную застройку, а также вести застройку улицы с разрывами и отступами, не нарушая при этом строгости ее перспективы. В разрывах и отступах устраивались частновладельческие сады, примыкающие к домам. 

В это же время в Париже были созданы первые бульвары, изменившие облик города. Их значительная ширина (30—40—50 м) позволяла устраивать полосы с аллейными посадками. Ширина проезжей части составляла в среднем 25 м. 

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.