реферат скачать
 

Росписи Успенского собора Княгинина монастыря XVII века в г. Владимире. История создания памятника. ...

Росписи Успенского собора Княгинина монастыря XVII века в г. Владимире. История создания памятника. ...

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ХУДОЖЕСТВ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ

ИМЕНИ И. Е. РЕПИНА

 

ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Отделение заочного обучения

 

 

 

 

Курсовая работа

Росписи Успенского собора Княгинина монастыря XVII века в г. Владимире.

История создания памятника.

 

 

V курс

 

 

Выполнила студентка

V курса ФТИИ ОЗО

Красулина С. В.

 

Научный руководитель:
доцент  Шилов В. С.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2000 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. Обоснование темы и анализ литературы ...........  

2

ГЛАВА I. История создания Княгинина монастыря в г. Владимире  ................................................................................

    4

ГЛАВА II. Успенский собор Княгинина монастыря

 

1. История создания храма  ........................................................

9

2. Перестройки и реставрация собора ......................................

10

3. Современный облик собора ...................................................

11

ГЛАВА III. Монументальная роспись Успенского собора Княгинина монастыря

 

1. Анализ литературы по теме  ...................................................

12

2. Реставрационные работы и поновления живописи  ............

15

3. Техника исполнения и материалы живописи  .......................

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  .............................................................................

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ........................

25

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ  .........................................................

27

ИЛЛЮСТРАЦИИ  ..........................................................................

28

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ


Предметом моего дипломного исследования будет стенопись Успенского собора Княгинина монастыря города Владимира. Фресковый ансамбль храма создан в середине XVII века бригадой московских мастеров под руководством Марка Матвеева. В XIX веке соборная стенопись оказалась под слоем грубой росписи, в результате чего на долгие годы ее фресковые циклы выпали из поля зрения ученых, занимавшихся вопросами развития русской монументальной живописи XVII столетия.

Реставрационные мероприятия, начавшиеся в храме в конце 40‑х годов, продолжались несколько десятилетий. В настоящее время поздние записи со стен, сводов и столбов храма удалены полностью. В процессе реставрации специалистами Владимирской реставрационной мастерской были произведены фотофиксация и картограммирование росписи.

Настоящая работа посвящена истории изучения и реставрации живописного ансамбля — систематизации и анализу документов и письменных источников, освещающих историю бытования памятника, выявлению противоречий, существующих в научной литературе относительно времени создания церковной росписи.

В своем анализе я использую труды владимирских краеведов XIX века, неоднократно обращавшихся к истории монастырских строений, публикации искусствоведов советского времени, исследовавших и атрибутировавших фрески, а также архивные материалы Владимирской реставрационной мастерской, включая исторические справки и результаты технико-технологических исследований живописи.

Главная цель моего исследования, помимо собственно искусствоведческого анализа фресковых циклов и композиций успенской  стенописи, будет состоять в публикации и введении в научный оборот новых материалов, освещающих историю создания и реставрации живописного ансамбля.





















ГЛАВА I.

История создания Княгинина монастыря
в г. Владимире


Успенский Княгинин монастырь во Владимире находится на северо-восточной стороне города, на высоком холме. С высот монастыря открывался широкий вид на долину протекавшей здесь ранее реки Лыбедь. Располагаясь в непосредственной близости от Орининых ворот, монастырь, вероятно, играл и стратегическую роль, представляя собой одну из оборонительных точек Владимира. Он был основан в то время, когда занималась политическая жизнь северо-восточной Руси, когда город Владимир приобрел новое политическое значение, став столицей великого княжества. Основательницей монастыря стала первая супруга Владимирского Великого князя Всеволода III — княгиня Мария Шваровна. Летописи не дают точных сведений о происхождении Великой княгини Марии. Одни источники (Нестерова, Никонова летописи, Степенная книга) называют ее дочерью чешского князя Шварна, другие (например, Игнатьевская летопись) указывают на ее происхождение от одного из князей кочевавшего по югу Руси племени ясов, возможно, взятого в плен и принявшего христианскую веру [1]. Мария Шваровна была матерью восьмерых сыновей и четырех дочерей Всеволода. Поводом к основанию монастыря стала болезнь Великой княгини после рождения сына Иоанна, в силу чего она решает уйти в монастырь и принять иночество.

О приобретении княгиней земли для монастыря говорится в Никоновской летописи и Степенной книге: «Боголюбивая великая княгиня Мария сотворила дело достойное памяти: подражая праву праведного Авраама, она купила ценою часть земли на строение церкви и монастыря во славу Богу и пречистой Богородице» [2]. Из книги архимандрита Порфирия мы узнаём точную дату основания монастыря: «каменный монастырский храм был заложен 15-го июля 1200 го­да самим Великим князем Всеволодом и епископом Иоанном, а освящен 9 сентября 1202 года, вероятно, тем же самым епископом» [3]. А в житии святого Георгия так описывается это событие: «В лето 1200 Великий князь Всеволод Георгиевич совет положил со своею Великою княгиней Мариею, и с благословления блаженного епископа Иоанна создали церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы Успения в монастыре Княгинине; и составили обитель монахиням, и всяким довольством и имением снабдили» [4].

Тяжело заболев, Великая княгиня решает постричься в новом монастыре. С тех пор монастырь получает имя Княгинина и служит местом захоронения Владимирских княгинь и княжон. В некрополе Успенской церкви похоронены обе супруги Всеволода III, жена и дочь Александра Невского, а также находились мощи святого мученика Авраамия. До XVI века не известны никакие письменные источники, говорящие о дальнейшей судьбе монастыря, кроме нескольких летописных сказаний об устройстве и освящении Успенского храма, о лицах, погребенных в нем, и о перенесении мощей святого мученика Авраамия.

Причиной отсутствия каких-либо документов о деятельности монастыря в период XIV – XV веков является польско-литовское нашествие. Тогда же из монастырских кладовых пропали все ценнейшие архивные материалы. В жалованной грамоте царя Алексея Михайловича 1650 года говорится: «Как Литва в Успенском девичем монастыре стояли и монастырь без остатку разоря, и в то время в Литовское разорение те государевы грамоты и данные и всякие крепости пропали» [5].

Но все же по некоторым косвенным источникам и сохранившимся грамотам можно проследить историю Княгинина монастыря вплоть до XVI века.

В 1238 году Русь подверглась нападению монголов. В феврале того же года татары взяли город Владимир и предали его «огню и мечу». Неприятельского разгрома не избежал, конечно, и Княгинин монастырь. После татарского нашествия Владимир не мог вполне восстановиться. Значение его уменьшается, так как столица великого княжества в XIV веке была перенесена в Москву. Эти изменения отразились и на судьбе Княгинина женского монастыря. Он не мог уже вернуть себе прежнего величия, и постепенно его название исчезает со страниц летописей. Очевидно, связь его с великокняжеским двором утратилась и была забыта. В 1512 году монастырю была дана жалованная грамота царем Василием III. «Се аз князь великий всея Руси пожаловал есми причистыя нового монастыря, что в Владимире, игумению Марфу, да старцу» [6]. Так начинается эта грамота, в которой сам монастырь называется «новым», что дает основание говорить о начавшемся в XVI веке возрождении монастыря. Из Владимирских епархиальных ведомостей за 1900 год получены данные о проживании в монастыре второй супруги сына царя Ивана Васильевича Грозного, дочери Михаила Тимофеевича Солового — Пелагии Михайловны [7]. Она была пострижена в Белозерском монастыре и во Владимире проходила послушание уже под именем Прасковии. Затем была переведена в Московский Ивановский монастырь, где и скончалась в 1620 году. Так же в Княгинином монастыре некоторое время жила дочь царя Бориса Федоровича Годунова — Ксения, которая под именем инокини-старицы Ольги скончалась и была погребена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Из расходных тетрадей 1629 года можно узнать, что в монастыре были «особые царицыны хоромы и их смотрел воевода Владимирский» [8].

Наибольшей известности и процветания достиг монастырь во второй половине XVII века при предшественнике Никона — патриархе Иосифе. «Он все ветхое исправил, недостающее восполнил за свой счет».

Безбедное существование монастыря закончилось в конце XVIII века. В 1764 году, в связи с реформами земель, проводимыми Екатериной II, монастырь лишился своих вотчин, а затем был приписан в разряд второклассных монастырей. В таком статусе он просуществовал до 1920 года, а затем был разорен Советской властью. Часть строений была снесена, храм Казанской Божией Матери «обезглавлен» и в нем, а также в Успенском соборе Княгинина монастыря находился архив. В 90-х годах ХХ века иноческая жизнь монастыря была восстановлена, и женский Княгинин монастырь ныне действует. В Успенском соборе проводятся богослужения, территория монастыря восстанавливается, благоустраивается, ведутся строительные работы.




















ГЛАВА II.

Успенский собор Княгинина монастыря.

 

1. История создания храма.

Успенская церковь была первым храмом в Княгинином монастыре. Собор был заложен по инициативе княгини Марии Шваровны, супруги Великого князи Всеволода III. В Лаврентьевской летописи так отмечается это событие: «В лето 6708 (1200) того же месяца июлия в 15, на память святого мученика Кирика и Улиты, заложил благоверный князь великий Всеволод Гюревич церковь камену, во имя святое Богородицы Успение, в монастыри княгинине, при блаженном епископе Иоанне» [9].

В отличие от белокаменных сооружений этого периода, собор был сделан из плоского плиточного кирпича размером 12–20 ×12–25 × 3,5–6 см, на крепком известковом растворе со швами 3–5,5 см, носившего название плинфы и сохранившегося до настоящего времени в нижних частях стен этого памятника. Таким образом, по материалам раскопок 1957–58 годов, в нижних частях стен кладка выполнена по киевско-византийской системе.

Начальные архитектурные формы XII – XIII вв. этого сооружения до нас не дошли. Вероятнее всего, как пишет в своей книге «Предварительные исследования Успенского собора Княгинина монастыря» И. А. Столетов, они повторяли сложившиеся формы владимиро-суздальских храмов этого периода, и, в частности, формы Дмитриевского собора, но с более простой архитектурной обработкой, отвечавшей как монастырскому характеру этого собора, так и новому материалу — кирпичу [10]. Храм был богато украшен на средства Великой княгини. О судьбе собора в последующие столетия мы мало что знаем. На протяжении веков он подвергался неоднократным переделкам.


2. Перестройки и реставрации собора

В 1411 году Успенский собор, как и весь монастырь, был разграблен и разрушен татарами. В XV – XVI веках на основании древнего здания был воздвигнут новый храм, ставший одним из лучших образцов раннемосковского зодчества. Собор очень сильно пострадал во время пожара 1855 года, и в последующие годы постепенно восстанавливался. В конце XIX века внешний вид Успенского собора сильно изменился — верхняя его часть с двумя ярусами кокошников была разобрана, и на ее месте сооружена простая четырехскатная кровля. Также был надстроен второй барабан (ил.    ).

После закрытия Княгинина монастыря в 1923 г. Успенский собор, как памятник архитектуры, был закреплен за музеем, который сдавал его в аренду: сначала военкомату, а с 1931 года — под склад зерна.

Храм неоднократно реставрировали известные мастера: в 1924 году — П. Д. Барановский, в шестидесятые годы работы проводились под руководством А. В. и А. И. Столетовых. [11]

3. Современный облик собора

Современное здание Успенского собора является, в основном, постройкой рубежа XV – XVI веков. Это четырехстолпный одноглавый храм с широким членением фасадов, тремя мощными алтарными аспидами. С южной и северной сторон его пристроены приделы. Внутри собора о его глубокой древности напоминают крестчатые столбы, полукружья аспид и маленький аркосолий в северной стене. Но характер интерьера связан с позднейшей порой существующего здания, концом XV — началом XVI века. Пространство собора характеризуется свободой и воздушностью. Стены не расчленены лопатками, их широкая гладь усиливает ощущение единства пространства; подпружные арки опираются на встроенные в стены профилированные консоли и широкие двухъярусные карнизы столбов. Арки, несущие купол, ступенчато повышены по отношению к сводам боковых нефов, создавая движение пространства кверху и лучшие условия для его освещения из окон барабана. Эта система сводов и нашла свое выражение в ступенчатом ярусном верхе здания, о котором говорилось выше.









ГЛАВА III.

Монументальная роспись Успенского собора Княгинина монастыря.

 

1. Анализ литературы.

Интерьер собора украшен росписью, покрывающей всю поверхность стен храма. Когда в 1931 году в соборе был устроен склад зерна, нижний пояс росписи погиб. Живопись Успенского собора Княгинина монастыря выполнена в середине XVII века. Монастырская опись прямо говорит, что «в той же церкви Успения Пресвятыя Богородицы и в алтаре писано вновь стенным письмом, краски и золотом» [12].

Относительно точной даты выполнения росписи литература дает следующие свидетельства.

А. В. Винтер в книге «Материалы и техника монументально-декоративной живописи» пишет: «Стенная живопись Владимирского Успенского собора Княгинина монастыря была выполнена в XVII веке. Работы были начаты весной 1647 и закончены осенью 1648 г.» [13]

Ту же дату называет и Н. Н. Воронин в своем «Спутнике по древним городам Владимирской земли» [14]. Однако, оба автора не дают ссылок на источники, поэтому неясно, откуда они взяли эту дату. «История русского искусства» дает совсем другую дату написания живописи — 1642–43 гг., тоже без ссылки на источник [15]. В статье, посвященной истории Успенского собора Княгинина монастыря, опубликованной в «Памятной книге Владимирской губернии на 1862 год», имеется следующее сообщение: «В недавнее время в алтаре стенное письмо возобновлено по прежним рисункам, а в самом храме сохранилось прежнее, только лет двадцать тому назад закрашена кайма летописью, свидетельствовавшею о времени расписания храма в 1652 году, усердием патриарха Иосифа» [16].

Итак, существуют три версии относительно точной датировки стенописи Успенского собора Княгинина монастыря: первая — 1642–1643 гг., вторая — 1647–1648 гг., третья — 1652 год.

Автором и руководителем росписи Н. Н. Воронин в книге «Спутник по древним городам Владимирской земли» называет Марка Матвеева, «жалованного государева иконописца» [17], работавшим до этого с московской артелью иконописцев над росписью Московского Успенского собора.

На этих же живописцев указывает и А. Н. Виннер. «Стенная живопись Успенского собора Княгинина монастыря была выполнена артелью мастеров Московского оружейного приказа под руководством государева иконописца Марка Матвеева» [18].

И. Е. Данилова в разделе «Живопись XVII века» из истории русского искусства приводит следующие данные: «Роспись собора Княгинина монастыря во Владимире выполнена в 1647–1648 годах группой художников», а в сносках указывает: «Имена мастеров имелись в надписи, находившейся в нижней части северной стены жертвенника собора Княгинина монастыря. До настоящего времени уцелели фрагменты надписи: „...си Иванъ... р... Федоро.. мелов.... Григо..р...i..тэ..лю бру...” Надпись сообщена Н. П. Сычевым» [19].

В. Г. Брюсова в книге «Русская живопись XVII века» пишет: «Под заметным влиянием фресок московского Успенского собора возникла стенопись Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире (1647–1648 г.). Несомненно, участие Стефана Евфимьева и Себастьяна Дмитриева в качестве ведущих мастеров в стенописи собора... наряду, вероятно, с московскими иконописцами» [20]. (Стефан Евфимьев и Севастьян Дмитриев — ярославские мастера XVII века).

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.