реферат скачать
 

Петродворец - русский "Версаль"

Петродворец - русский "Версаль"

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО

ОБРАЗОВАНИЮ

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ






Краевая Олимпиада по мировой художественной культуре

«Мир в художественных отражениях».


Реферат 

Тема:   Петродворец  -  русский  «Версаль»



Ученицы средней школы № 30

города Новоалтайска

класс 10 А

Дробиной Татьяны


Научный руководитель

                                                    учитель МХК

                                                    Кузьмина З.И.



2003 г.


План.

1.  Вступление.

2.  Возникновение  Петергофа.

3.  Монплезир  -  один  из  ценнейших  памятников  русского  искусства  первой  четверти  XVIII  века.

а)  Композиция  дворца.

б)  Монплезирский  сад  и  фонтаны.

4.  Большой  дворец  -  основное  сооружение  Петергофа.

а)  начало  строительства.

б)  Перестройка  палат  архитектором  Н. Микетти.

в)  Танцевальный  зал  Петергофа  и  Зеркальная  галерея  Версаля.  Моё  впечатление.

г)  Перестройка  дворца  по  проекту  Ф. Б. Растрелли:  Аванзал,  Аудиенц-зал,  Церковь,  Парадная  лестница.

д)  Создание  новых  парадных  залов  по  проектам  Ж.-Б.  Валлен  Деламота,  Ю. Фельтена.

е)  Ремонт  дворца  архитектором  А.  Штакеншнейдером.

ж)  Петергоф  -  царское  жилище.

5.  Большой  каскад.

а)  История  строительства  Большого  каскада.

б)  Скульптурное  убранство  каскада.

в)  Ансамбль  центральной  части  нижнего  парка.

6.  Петродворец  -  уникальный  ансамбль.

7.  Парки  Петергофа.

а)  История  развития.

б)  Диковинки  Петергофа.

в)  Фонтаны и каскады

г)  Петродворец:  сочетание различных стилей.

8.  Вывод.

 



 


Раскинув  крылья,  как  орёл

                                                                                      летящий,

Горит  фасад  чешуйками     

                             слюды

                                                          Над  пляшущей,  сверкающей,

                                                                                      журчащей,

Блистающей  симфонией 

                             воды.

                                                                  

Всеволод  Рождественский


1. Вступление


Я думаю, что стоит прежде всего объяснить, почему я  решила  писать  реферат  по  МХК.  Несомненно,  реферат  не  может  получить  хорошим,  если  тема  не  понравится  автору,  если  ему  будет  скучно  работать  с  этой  темой.  Поэтому  я  остановила  свой  выбор  на  теме  близкой  и  понятной  мне.  Я  полюбила  свою  тему  с  первого  взгляда.  Моя  тема  звучит  так:  «Петродворец  -  русский  Версаль».  Что  же  меня  так  привлекло  в  ней?  Дело  в  том,  что  я  очень  люблю  путешествовать.   Новые  города,  сёла,  горы,  реки,  леса  и  степи  -  это  очень  интересно  и  захватывающе.  Год  назад  мне  удалось  побывать  в  двух  наших  столицах  -  Москве  и  Петербурге.  Много  я  увидела  памятников,  красивых  зданий  и  сооружений.  В  последний  день  своего  путешествия  я  побывала  в  городе  Петродворце.  Неизгладимое  впечатление  произвёл  на  меня  этот  ансамбль  дворцов  и  парков!  Жаль,  что  у  меня  было  немного  времени  -  я  прошлась  только  по  Нижнему  парку.  Но  все  сооружения  -  фонтаны,  банный  корпус,  здания  дворцов,  церковь  вызвали  у  меня  восхищение  и  большой  интерес.  Дело  в  том,  что  ещё  до  этой  поездки  я  читала  книги,  рассматривала  фотографии  Петродворца.  Как  интересно  было  сравнивать  действительность  с  моим  представлением!  Наяву  всё  выглядело  гораздо  ярче,  красочнее  и  величественней.  Потому  как  никакое  изображение  не  передаст  журчание  и  шум  воды,  свежий  воздух  с  моря,  радугу  в  воздухе  и  лучи  солнца,  пронизывающие  кроны  высоких  деревьев.

          Несомненно,  что  этот  ансамбль  дворцов  и  парков  можно  поставить  в  один  ряд  с  такими  музеями  как  Версаль,  Ватикан,  Екатерининский  дворец  и  многими  другими.     

          Поэтому  я и  выбрала  эту  тему  -  мне  хочется  рассказать  о  Петродворце  и  доказать,  что  Петродворец  -  уникальный  архитектурный  комплекс.  По  значимости  для  русских  людей  и  русского  искусства  он  аналогичен  французскому  Версалю.




































2. Возникновение Петергофа.


Возникновение  Петергофа   (Петродворца)  связано  с  окончательным  утверждением  России  на  берегах  Балтийского  моря  в  начале  XVIII  века  и  с  основанием  приморской  столицы  -  Санкт-Петербурга. Дорога  вдоль  берега  Финского  залива  соединяла  строившийся  Петербург  с  возводившейся  для  его  защиты  военно-морской  цитаделью  (Кронштадтом).  Почти  все  земли  побережья  были  розданы  сподвижникам  Петра  I.  Ряд  прибрежных  мыз  закрепили  за  дворцовым  ведомством.  На  одной  из  них,  расположенной  почти  на  половине  пути  от  Петербурга  до  Кронштадта,  обычно  останавливался  Пётр  I,  из-за  чего  она  получила наименование Питергоф  (Петров  двор).  Первое  упоминание  о  ней  сохранилось  в  походном  журнале  Петра  за  1705  год.

В  1710-1711 годах на берегу залива, «при море и роще»,  был  построен  деревянный  дворец,  в  котором  часто  останавливался  Пётр  I  и  иногда  проводились  приёмы.(6, с.322).  Когда  в  1714  году  по  распоряжению  Петра  началось  устройство  парадной  резиденции,  за  мызой,  находившейся  вблизи  западной  границы  Нижнего  парка,  сохранилось  только  хозяйственное  значение,  а  обветшавший  дворец  поддерживали  ремонтами  до  70-х  годов  XVIII  века.

Похожа  история  возникновения  Версаля  как  резиденции  французских  королей.  В  истории  первое  упоминание  о  Версале  относится  к  1037  году,  но  резиденцией  этот  городок  стал  намного  позже.

… К  1632  году,  когда  его  приобрёл  Людовик  XIII,  Версаль  был  небольшим  селением.  Людовик  XIII  построил  себе  тихий  охотничий  домик,  в  котором  можно  было  бы  с  удовольствием  отдохнуть  в  недолгие  часы  своих  развлечений.  Возводившийся  замок  был  столь  мал  и  скромен,  что  в  нём  не  были  даже  предусмотрены  покои  ни  для  королевы-матери,  ни  для  королевы-жены… 

Первым  архитектором,  ответственным  за  петергофские  работы,  был  И.-Ф.  Браунштейн,  помощник  известного  немецкого  архитектора  и  скульптора  А.  Шлютера.   Работая  со  Шлютером,  он  получил  разностороннюю  подготовку  и  навыки  практической  работы.

За  два  года  строительства  заложили  основу  планировки  Нижнего  парка  и  Верхнего  сада,  возвели  и  начали  отделывать  Верхние  палаты  и  среднюю  часть  Монплезира,   построили  Большой  грот  будущего  большого  каскада,  начали  устройство  Малого  грота,  на  месте  которого  впоследствии  был  сооружён  каскад  Драконов,  прорыли  Большой  канал.





































3. Дворец  Монплезир  -  один  из  ценнейших  памятников  русского  искусства  первой  четверти  XVIII  века.


Дворец  Монплезир  -  один  из  ценнейших  памятников  русского  искусства  первой  четверти  XVIII  века.  Монплезир  стал  первым  сооружением,  давшим  основу  целому  комплексу  каменных  дворцов,  которые  впоследствии  и  были  названы  Петергофом.

Мысль  о  постройке  приморских  палат  на  мысу,  с  которого  видны  столица,  Кронштадт  и  северный  берег  Финского  залива,  принадлежала  Петру I.  На  одном  из  его  рисунков  впервые  появилось  название  этих  палат  -  «Монплезю»  (в  переводе  с  французского  моё  удовольствие).  Сохранившиеся  собственноручные  наброски  Петра  I  пометили  место  постройки  Монплезира   и  планировку  Монплезирского  сада.

Композиция  дворца  отмечена  предельной  чёткостью.  К  центральному  объёму,  выделенному  шатровой  кровлей,  примыкают  две  галереи,  завершённые  миниатюрными  павильонами  -  люстгаузами  с  небольшими  световыми  фонариками.  В  декоративном  оформлении  фасадов  Монплезира  использованы  мотивы  голландской  архитектуры  XVIII  века.  Стены  здания  оставлены  неоштукатуренными  и  раскрашены  в  цвет  кирпича  с  пробелкой  швов.  Северный  фасад  декорирован  нишами  и  рустованными  пилястрами.  Южный  садовый  фасад,  прорезанный  большими  оконными  и  дверными  проёмами,  почти  сплошь  застеклён,  что  придаёт  ему  особую  лёгкость.

Для  внутренней  планировки  Монплезира  характерна  такая  же  чёткость,  как  и  для  его  объёмной  композиции:  среднюю  часть  дворца  занимает  парадный  зал,  с  двух  сторон  от  него  расположены  по  три  небольшие  комнаты.

Декоративная  отделка  Монплезира не  поражала  роскошью,  но  её  изысканность,  филигранная  законченность  каждой  детали  подчёркивали  значительность  маленького  приморского  дворца  как  места  пребывания  властителя  великой  державы.

Строительство  Монплезира  началось  в  1714  году  с  устройства  насыпной  площади  на  берегу,  где  было  выбрано  место  для  его  постройки.  Земляную  насыпь  предохраняли  от  размывания  кирпичная  стенка  и  мощный  откос  из  дикого  камня,  существующий  и  в  настоящее  время.  В  течение  1715  года  были  возведены  стены  центральной  части  Монплезира,  а  летом  следующего  года  начата  отделка  зала  под  наблюдением  И.-Ф.  Браунштейна.  В  1716  году  Монплезир  отштукатурили  и  вслед  за  тем  приступили  к  лепным  работам.  По  характеру  исполнения  скульптура  -  несомненное  произведение  Б. К. Растрелли.

Ансамбль  Монплезира  включает  целый  комплекс  парадных  и  служебных  зданий.  С  восточной  стороны  дворца  расположен  ряд  одноэтажных  каменных  строений:  восточный  флигель,  мыльня,  Банный  корпус,  Ассамблейный  зал  и  находящиеся  за  ним  тафельдекерская  (помещение  для столового белья) и кухня с кофишенской (помещение для приготовления кофе).  С  западной  стороны  к  Монплезиру  примыкают  флигель  и  Екатеринский  корпус.

Строительство  боковых  флигелей,  называвшихся  в  первой  половине  XVIII  века  «покоями  для  фамилии»,  было  вызвано  отсутствием  в  Монплезире  комнат  для  членов  царской  семьи  и  чинов  двора. 

Перед  южным  фасадом   Монплезира,  между  одноэтажными  флигелями,  примыкающими  к  дворцу,  разбит  небольшой  прямоугольный  в  плане  сад.  Площадь  сада  разделена  на  четыре  партера  двумя  крестообразно   проведёнными  аллеями.  В  каждый  партер  вкомпонованы  одинаковые  по  рисунку  цветники.  Органичной  частью  композиции  сада  являются  фонтаны:  «Сноп»,  помещённый  в  центре  сада,  четыре  фонтана  «Колокол»  с  золочёными  фигурами,  отмечающими  центры  партеров.  Два  фонтана  -  шутихи  «Диванчики»,  полускрытые  шпалерами  кустарников,  стоят  в  концах  боковых  аллей.

Золочёные  свинцовые  статуи  первоначально  воспроизводили  античные  и  ренессансные  оригиналы  («Аполлино»,  «Ганимед»,  «Фавн»  и  «Вакх»  Я. Сансовино).  В  1797-1799  годах  их  заменили  новыми,  также  свинцовыми,  при  этом  взамен  Ганимеда  была  поставлена  копия  с  античного  оригинала  «Фавн  с  козлёнком»,  а  вместо  Фавна  -  Психея.  В  1817  году  все  четыре  статуи  повторили  из  бронзы.

Монплезирские фонтаны  были  начаты  постройкой одними  из  первых.  На  плане  Петергофа  1716  года,  исполненном  И.-Ф. Браунштейном,  посреди   сада  изображён  фонтанный  бассейн  четырёхлистной  формы,  характерный  для  архитектуры  барокко.               

Фонтаны  ввели  в  «работу»  в  апреле  1723  года,  а осеннью заработали  «Диванчики»  -  трельяжные  садовые  фонтаны-шутихи  в  виде  диванов  с  фонтанирующими  маскаронами  и  водомётом  посреди  сиденья.  Перед  диванчиками  по  краям  аллеи  скрывались  форсунки,  из  которых  взлетали  струи,  образуя  водное  берсо.  Эффект  шутих  заключался  во  внезапности  включения  воды,  которая  обливала  одного  из  гостей  Петра  I,  на  забаву  остальным.

В  наши  дни  фонтаны  Монплезирского  сада  существуют  как  редкие  произведения  фонтанного  искусства  первой  четверти  XVIII  века.
































4. Большой дворец – основное сооружение Петергофа.


Основное  архитектурное  сооружение  Петергофа  -  Большой  дворец,  возвышающийся  на  краю  шестнадцатиметровой  террасы.  Блестящий  памятник  русского  барокко,  он  является  неотъемлемой  частью  ансамбля,  играет  роль  основного  организующего  начала,  архитектурно-планировочной    и  идейно-художественной  доминанты.

Если  подойти  к  дворцу  со  стороны  Финского  залива,  взору  открывается  почти  трёхсотметровый  северный  фасад  с  ризалитами,  пронизанными  светом  галереями  и  золотыми  куполами  корпусов  «Под  гербом»  и  Церковного.  Разновысокие  шатровые  с  переломом  кровли,  высота  которых  нарастает  к  центру  здания,  создают  выразительный  силуэт.  Центральная  часть  здания  увенчана  большой  золочёной  вазой,  поддерживаемой  фигурами  крылатых  гениев.  Блеск  золота,  архитектурная  пластика  фасадов,  мощное  движение  и  шум  низвергающей  воды  -  всё  создаёт  ощущение  торжества.

Замысел  создания  этого  дворца  с  гротом  под  ним  и  каскадом  Пётр I  вынашивал  несколько  лет.  Уже  в  1712  году  на  строительстве  Верхних  палат  было  занято  восемьсот тринадцать  рабочих  с  двумястами  подводами.  Эти  же  годом  датирован  собственноручный  рисунок  -  чертёж  Петра  I  с  обозначением  расположения  дворца.  В  «десяти  пунктах  о  Петергофе»,  датированных  16  ноября  1715  года,  Пётр  I  указывал:  «Палаты  и  грот  достроить  и  канал». (2, с. 4)

Автором  начального  проекта  дворца  следует  назвать  И.-Ф. Браунштейна.  Второй  этап  строительства  Петергофа  и  большого  дворца  в  частности  связан  с  именем  французского  архитектора  Ж.-Б.  Леблона  -  выдающегося  зодчего  и  теоретика  архитектуры,  знатока  ландшафтного  искусства.  Приглашённый  Петром  I,  Леблон  возглавил  всё  строительство  в  Петербурге  и  пригородах.  Впервые  прибыв  в  Петергоф  в  середине  1716  года,  Леблон  застал  уже  сложившуюся  композицию  ансамбля.  Найдя  различные  дефекты,  он  приступил  к  частичным  исправлениям  и  переделкам.

До  конца  года  Леблон  успел  укрепить  фундаменты  Верхних  палат  и  соорудить  подземный  акведук, отводивший  грунтовые  воды.  По  его  указаниям  был  расширен  Большой  канал,  увеличены  размеры  ковша,  изменены  его  очертания  и  устроен  Средний  каскад  перед  Большим  гротом  Большого  каскада.  Разработанный  Леблоном  и  представленный  на  утверждение  Петра  I  в  феврале 1717 года «Водяной план» включал проект  водоснабжения  Большого  каскада  и  обширную  программу  убранства  Нижнего  парка  и  Верхнего  сада  фонтами. (6, с. 322)

Леблон  подчеркнул  парадное  значение  дворца:  соорудил  сквозной  парадный  вестибюль  с  колоннами,  расширил  двери  и  окна  в  центральном  помещении  -  Итальянском  салоне,  укрепил  его  деревянными  панелями,  живописью  и  резьбой.  Он  укрепил  подвалы  дворца,  соорудив  подземный  акведук  для  отвода  вод,  затоплявших  подвалы.  В  1719  году,  не  успев  завершить  строительство,  Леблон  умер.

Поражает изысканностью Кабинет  Петра I,  созданный  в  1718-1720  годах  по  проекту  Ж.-Б. Леблона.  Кабинет  украшали  резные  дубовые  панно,  сюжеты  которых  в  аллегорической  форме  прославляли  деяния  Петра,  военные  победы,  расцвет  науки  и  искусства  в  России.  Дубовые  панно  Кабинета  Петра I  -  шедевры  декоративной  резьбы  XVIII  века.  Они  исполнены  по  моделям  и  при  участии  известного  французского  скульптора  Н. Пино  русскими  и  французскими  мастерами-резчиками.  Впоследствии  при  перестройке  дворца  архитектор  Ф.-Б. Растрелли  сохранил  отделку  Кабинета  Петра  I  и  Дубовой   лестницы.

Дальнейшие  работы  по  строительству  и  отделке  Большого  дворца  проводили  И.-Ф. Браунштейн  (1719-1720 года)  и  архитектор  Н. Микетти.

В  январе  1721  года  в  Верхних  палатах  произошёл  пожар.  Восстановление  отделки  в  пострадавших  от  огня  помещениях  совпало  с   началом  перестройки  палат  по  проекту  архитектора  Н.  Микетти.  Использовав  как  основу  композиционное  решение  Монплезира,  архитектор  решил  пристроить  к  Верхним  палатам  два  симметричных  флигеля,  связав  их  с  центральной  частью  здания  галереями  с  аркадами.  Пётр  I  рассматривал  все  чертежи  и  неоднократно  вносил  свои  коррективы.

К  1724  году  основные  строительные  и  отделочные  работы  были  завершены.  Центральный  зал  палат  (Итальянский  салон)  был  декорирован  четырьмя  французскими  шпалерами  и  картинами.

К  40-м  годам  XVIII  столетия  назрела  необходимость  расширения  Верхних  палат.  В  декабре  1745  года  Елизавета  Петровна  приказала  «по  обе  стороны  Больших  палат  на  галереях  сделать  деревянные  апартаменты  с  пристойными  покоями». (6, с. 346).

В  1745  году  началась  длившаяся  девять  лет  перестройка  дворца  по  проекту  Ф.-Б.  Растрелли.  Перестройке  придавалось  большое  значение:  был  предписан  даже  выпуск  памятной  медали  «На  увеличение  здания  увеселительного  дворца  в  Петергофе.  1745 год». (2, с. 6).  Архитектор  увеличил  центральную  часть  дворца,  пристроив  два  боковых   флигеля  и  соединив  их  галереями  с  двумя  боковыми  корпусами  -  Церковным   и  «Под  гербом».  Внутри  дворца  Растрелли  создал  роскошную  анфиладу   парадных  залов  и  жилых  покоев.  Все  помещения  были  богато  украшены  золочёной  резьбой  по  дереву,  зеркалами,  живописными  плафонами  и  наборными  паркетами.  Вместе  с  Ф.-Б.  Растрелли  работали  живописцы  И.  Вишняков,  братья  И. и А. Бельские,  Б. Тарсиа,  П. Балларини,  Дж.  Валериани,  Л.  Вернер.  Резной  декор  дворцовых  помещений  выполнили  охтинские  резчики,  наборные  паркеты  -  мастера  П. Жданов  и  А. Вороницын.

В  оформлении  интерьеров  Растрелли  добился  необычайно  сильных  декоративных  эффектов.  Планировка  дворца,  расположение  залов  и  комнат  строго  соответствовали  пышным  ритуалам  того  времени.  Роскошь  и  многообразие  приёмов  художественной  отделки  помещений  были  призваны  создать  эффект  бесконечно  развёртывающегося  театрального  действия. 

Парадная  лестница,  Танцевальный  и  Аудиенц-зал  дворца,  оформленные  по  проекту  Ф.-Б. Растрелли,  были  ценнейшими  памятниками  русского  искусства  середины  XVIII  века.  Золочёные  скульптурные  изображения  времён  года,  плафон  «Триумф Весны»,  прославляющий  дочь  Петра  I  Елизавету,  колонный  портал,  на  фронтоне  которого  были  помещены  аллегорические  фигуры  «Верность»  и  «Справедливость»,  обилие  резного  золочёного  декора,  живопись  стен  -  всё  оформление  парадной  лестницы  создавало  впечатление  сказочного  великолепия.

Огромные  двухстворчатые  двери  вели  в  первый  зал  -  Танцевальный.  Восточная  и  южная  стены  здесь  имели  окна  в  два  яруса,  на  противоположных  стенах  им  соответствовали  зеркальные  ложные  окна.  Растрелли  называл  этот  зал  «Светлая  галерея»,  -  он  был  наполнен  светом  и  воздухом;  причудливый  золочёный  резной  декор  стен  и  многоярусные  бра  в  простенках  преображали  его  в  «волшебные  чертоги». (2, с. 3). Огромный  живописный  плафон  «Аполлон  на  Парнасе»,  исполненный  итальянским  мастером  Б. Тарсиа  в  1752 году,  украшал  перекрытие  зала. Оформление  дополняли  живописные  медальоны  на  мифологические  сюжеты  «Метаморфоз».  Овидия  работы  художника  Дж. Валериани  и  его  русских  учеников.

Танцевальный  зал  в Петергофе    интересным  образом  перекликается  с  Зеркальной  галереей  Версаля. 

Зеркальная  галерея - самое  парадное  помещение  Большого  версальского  дворца.  Здесь  проходили  все  придворные  праздники,  отмечались  дни  рождения  короля,  совершались  бракосочетания,  здесь  же  принимали  иностранных  послов.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.