реферат скачать
 

Павловский парк

Павловский парк

Вступление.

Красота пейзажей Павловского парка заслуженно пользуется широкой известностью.

Составляя с дворцом единый архитектурно-художественный комплекс, парк неразрывно связан с именами мастеров, работавших над сооружением, отделкой и убранством дворца, - Ч.Камерона, В.Бренны, А.Воронихина, К.Росси и
П.Гонзаго. Под их руководством ''работные люди'' превратили дикие лесные заросли в один из живописнейших уголков мира.

Уже при первых скромных дворцах ''Паульлюсте'' и ''Мариенталь'' начали создаваться небольшие сады, типичные для русской дворянской усадьбы. Они занимали холмистые берега Славянки перед дворцами. Несколько беседок, романтические руины, мостики, цветочные клумбы, разбросанные без особой художественной идеи по берегам реки, составляли их оформление. Несмотря на скромные масштабы, в них, тем не менее, уже отражались черты нового, пейзажного, или английского, стиля в искусстве паркостроения, который складывался во второй половине XVIII века.

До этого времени в Европе господствовал так называемый регулярный, или французский тип парка. Нарядная торжественность и эффектная парадность таких парков основывалась на идее неограниченной власти человека над природой. Строго геометрическая планировка, сложная фигурная подстрижка деревьев и кустарников, фонтаны, обилие декоративной скульптуры, ковровые цветники - все это являлось как бы продолжением раззолоченных королевских дворцовых залов.

Проповедь французских философов-энциклопедистов, и в частности Ж.-Ж.
Руссо, о красоте природы в ее естественном состоянии, о прелестях идиллической сельской жизни способствовала становлению нового типа парка - пейзажного. Создаются сады, где природа предстает в "наипрекраснейших сочетаниях", лишь слегка облагороженная и подправленная рукой человека.

Свободно растущие кустарники и деревья, пруды и озера с причудливыми очертаниями берегов, придающими им естественность, вьющиеся по берегам дорожки, которые открывают с поворотов все новые живописные видовые картины, - вот принципы, положенные в основу планировки новых садов и парков. Строятся "хижины отшельников", "гроты уединения", "храмы тишины",
"храмы дружбы", "руины", "китайские беседки и пагоды" и тому подобное.

Ч. Камерон, хорошо знакомый с искусством композиции пейзажных парков, созданных на его родине, в Англии, положил эти принципы в основу
Павловского парка. Задача Камерона облегчалась тем обстоятельством, что парк создавался здесь на основе огромного лесного массива, через который протекала извилистая речка Славянка.

Начальный этап формирования архитектурно-паркового ансамбля связан с именем Чарльза Камерона, который определил композицию основных районов парка: Придворцового, района Большой звезды, Долины реки Славянки. Чарльз
Камерон совместно с художником Ф. Виолье спланировал Вольерный участок и
Собственный садик. Им построены классические парковые павильоны: Храм дружбы и Холодная баня, сооружены мосты через реку Славянку, проложены узкие тропинки и парадный подъезд к дворцу - Тройная липовая аллея, 22 искусственных пруда скомпонованы в три системы водоёмов.

В 90-е годы XVIII века работами в парке руководил архитектор Винченцо
Бренна. Этот талантливый мастер создал районы Старой и Новой Сильвии, участок больших кругов с террасами, построил Большую каменную лестницу, оформил долину реки Славянки от Висконтиева моста до Пильбашенного, объединив оба берега в общую композицию Зеленым и Каменным амфитеатрами.

Третий, самый значительный этап строительства относится к первой четверти XIX века. В этот период планировкой парковых пейзажей занимался художник – декоратор Пьетро Гонзаго. Именно тогда появились огромные пространства районов Белой березы, Парадного поля и участок Долины прудов, органично вошедший в район Большой звезды. Тогда же А. Воронихин и К. Росси дополняют ансамбль парка мостами.

Таким образом, в Павловском парке были созданы семь основных районов как семь поэтичных образов русской северной природы. «Что шаг, то новая в глазах картина…» - писал о Павловском парке В. Жуковский.

И действительно, каждый район имеет свои особенности, присущие только ему: прямые как стрелы, лесные дороги Большой звезды приводят на холмистые берега реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью полей Белой березы.

И совершенно ни с одним районом не имеет сходства Придворцовый, почти полностью решенный в регулярном стиле. Характерными чертами этого стиля отмечены Большие круги, Вольерный участок, Собственный садик, которые, однако, не меняют общего впечатления от парка пейзажного.

Большое мастерство строителей парка проявилось именно в том, что при разнохарактерных вариантах планировки они сумели создать высокохудожественный садово-парковый ансамбль, несмотря на различия отдельных районов, соблюдено полное единство замысла.

Собственный садик.

Ознакомление с парком лучше всего начать с Собственного садика.

Обогнув, дворцовые корпуса справа, через невысокие кованые ворота мы можем войти в него. Он является образцом регулярного стиля во французско- голландском варианте. Композиция развивается на небольшой территории, имеет четкую геометрическую планировку, цветочные партеры. Планировка садика была разработана Ч. Камероном и Ф. Виолье.

Собственный садик был задуман как уютный интимный уголок, как зал под открытым небом. Его главные дорожки соответствуют внутренним осям дворца.
Спустившись по нескольким ступеням с террасы перед Общим кабинетом, можно выйти на главную аллейку, по обеим сторонам которой стелется цветочный партер. Далее главная аллея оформлялась перголами, т. е. увитыми зеленью трельяжами. Для этого садовники перенесли сюда из Оранжереи выращенный в кадках виноград со спелыми гроздьями и ставили вдоль дорожки. Справа от дорожки культивировались ритмично посаженные южные тополя. Слева аккуратные тропинки делили пространство, а экзотические декоративные кустарники образовывали баскеты и куртины. Деревья с «правильной» кроной, мраморные статуи, бюсты и вазы подчеркивали строгую регулярность планировки.

Павильон трех граций.

Был создан в 1800 году на широкой террасе Собственного садика. Павильон имеет вид стройного шестнадцати колонного античного портика ионического ордера, с нарядно оформленными фронтонами. В тимпане фронтонов помещены барельефы с фигурами Аполлона с лирой, окруженного атрибутами искусств, и
Миневры с эмблемами силы и славы. Эти скульптурные композиции, выполненные
И. П. Прокофьевым, являются образцами декоративной лепки XVII века. Плафон внутри портика был орнаментирован лепкой, украшен пышными розетками из акантовых листьев, исполненных в высоком рельефе.

На двухскатной крыше павильона сохранились постаменты, на которые должна была быть установлена скульптура, по неизвестным причинам она никогда не была установлена. На одном из чертежей Ч. Камерона нарисованы женские фигуры: в центре - с серпом и пучком колосьев, по углам с чашей и тирсом. На другом в центре - мужская фигура с копьем и посохом, а по углам
- женские.

Тематика пластики павильона раскрывает суть дворцово-паркового ансамбля. Аполлон в Павловске, в основном, выступает не в образе бога
Солнца как, например, в Версале, а в ипостаси покровителя искусств, что намекало на характер основателей Павловска.

Три Грации (Хариты) – благодетельные богини – воплощали доброе, радостное, гармоническое и вечное начало жизни. Три барельефа на пьедестале статуи представляли аллегории любви и дружбы. Богиня мудрости и справедливой войны Афина намекала на соответствующие достоинства владельцев.

Долина реки Славянки.

Один из первых районов парка, распланированных Камероном в пейзажном стиле. Извилистое русло реки и живописные холмистые берега дали возможность архитектору развернуть здесь свой блестящий талант паркостроителя.

По береговым склонам живописно раскинулись куртины деревьев умело скомпонованных и тонко подобранных по форме кроны и цвету листьев.
Серебристые ивы, посаженные у воды, склонившись, купают в ней свои гибкие ветви. Мощные раскидистые дубы «букеты» кустовых лип, и стройные березы широко разрослись на открытых зеленых склонах. Они подчеркивают перспективу развертывающихся пейзажей.

В формировании пейзажей долины Славянки приняли участие почти все архитекторы, работавшие в Павловске. Придворцовый участок реки – Камерон
(до Висконтьева моста), между Висконтьевым мостом и Пильбашенным мостами –
Бренной, в Красной долине – Гонзаго. Хотя они работали в разное время, но всех их объединяет общая идея: как можно полнее выявить и раскрыть красоту русской природы. Архитектурные сооружения, введенные ими в пейзаж, стали композиционными центрами отдельных живописных участков парка. Павильон и сооружения выдержаны в характере античной архитектуры. Их классически совершенные формы, в сочетании с архитектурой дворца, создают единство художественного ансамбля.

Колоннада Аполлона.

Одна из первых построек Камерона, украсивших парк, созданная в 1780 –
1783 годах.

В дни, когда императрица наблюдала за его возведением, колоннада была не такой как ныне. Чарльз Камерон задумал Святилище греческого бога в виде двойного кольца колонн дорического ордера, объединенных неканоническим антаблементом с триглифами и метопами, зофорным фризом ионического ордера с медальонами и гирляндами лавровых ветвей. В качестве строительного материала Камерон избрал пудостский камень. В центре Колоннады первоначально была установлена алебастровая копия статуи Аполлона
Бельведерского.

Первоначально Колоннада Аполлона находилась на большом живописном лугу верхнего плато левого берега Славянки, почти при въезде в парк. Позднее, около 1800 году, уже без участия Камерона её перенесли на берег Славянки против дворца. По проекту архитектора Кваренги от Колоннады Аполлона был устроен каскад, спадавший по каменным перекатам в реку. Теперь Колоннада, установленная на вершине берегового холма должна была напоминать Парнас – гору, где по греческой мифологии, обитали Аполлон и музы. Воды каскада олицетворяли чистый Кастальский ключ, стекающий с Парнаса, источник поэтического вдохновения.

В 1817 году во время сильной грозы часть Колоннады со стороны дворца, подмытая водой каскада рухнула. Катастрофа придала сооружению характер романтической руины, ещё более усилив её поэтическую живописность.
Случайность создала более, нежели самый утонченный вкус. Каждый восхищался этим романтическим видом, этим изящным разгромом.

Было решено оставить Колоннаду в разрушенном состоянии, не восстанавливая рухнувших колонн. Пролом в кольце Колоннады открыл живописный вид на скульптуру Аполлона, которая была видна теперь из окон дворцовых зал.

Холодная баня.

(Холодная ванна)

Это летняя мыльня, построенная Чарльзом Камероном в 1799 году на берегу реки Славянки.

Холодная баня доказывала увлечение хозяев Павловска античным искусством. Древние римляне очень ответственно относились к созданию терм – бань, которые были настоящими культурными центрами. Состояли из трех основных помещений: фригидария – бассейна с холодной водой, тепидария – центрального помещения и кальдария – круглого бассейна с холодной водой.

Павильон слился с окружающим пейзажем и хорошо виден лишь со стороны дворца, от мостика с кентаврами, четко вырисовываясь на фоне рощи. Этой небольшой постройке архитектор придал форму купольной ротонды, с прямоугольной пристройкой, завершенной фронтоном. Гладкие стены павильона украшены лишь двумя небольшими нишами для скульптуры.

Простота замысла и хорошо найденные пропорции, несмотря на скромные масштабы и строгость архитектурного оформления, придают сооружению величавость, гармонирующую с интимным характером соседней Семейной рощи.
Эта роща составлялась из деревьев, высаженных в честь рождения членов семьи
Павла I.

Внутри павильона имелось два помещения: раздевальня и круглый зал, центр которого занимал бассейн.

Храм дружбы.

Храм дружбы был задуман молодой Великокняжеской четой как ответный дар
Императрице – матушке – в благодарность за подаренные земли. В 1779 году
Чарльз Камерон приступил к разработке проекта.

Сама идея постройки Храма дружбы не была новой. В европейских парках
Кью и Стоуэ имелись прототипы; их основной архитектурный мотив – ротонда, окруженная колоннадой. Как писатели, пользуясь известными словами, создают совершенно оригинальные произведения, так и Камерон, используя элементы греко – дорического ордера, создал проект изумительного по красоте сооружения, которое можно было без преувеличения назвать шедевром парковой архитектуры. Первоначально, отдавая дань моде на античность, архитектор задумал Храм дружбы в окружении нарочито сотворенных руками человека руин.
Но, посетив Павловск, зодчий выбрал для павильона место на небольшой лужайке в излучине Славянки, окруженной деревьями типичными для северных широт.

Закладка Храма состоялась летом 1730 года в присутствии Императора
Австрийского Иосифа II. Работы велись в 1730 – 1732 годах под надзором архитектора Пильникова, лепку выполнял Берпарскопи.

Великий шотландец Камерон предлагает современникам и потомству расшифровать неписанное послание. В декоре Храма встречаются роза (любовь), мирт и оливки (слава и почет), дельфин (дружба).

В 1792 году в Храме установили алебастровую фигуру Екатерины II в образе Миневры. Над входом была сделана надпись: ”любовь, почтение и благодарность посвятили”.

Большой каскад.

На береговом склоне у Круглого озера Камерон создал Большой каскад – дикий водопад, вода которого скатывалась по мощным глыбам камней, разбросанных в живописном беспорядке. Шум воды, нарушавший тишину парка, оживлял этот романтический уголок. Но однажды в 1799 году, во время
«высочайшего присутствия» в парке, каскад не шумел. Виновника случайной тишины плотника Г. Васильева, несвоевременно открывшего шлюз, было приказано «нещадно бить палками…» Как и во многих дворянских усадьбах, здесь жестоко наказывалось всякое отступление от заведенных порядков.
Телесные наказания за малейшие упущения были обычным явлением в царской усадьбе.

Чугунный мостик.

Недалеко от Храма дружбы через Славянку переброшен небольшой мостик с изящными литыми решетками и настилом из чугунных плит. По углам мостика помещены декоративные вазы. Мостик был отлит по проекту К. И. Росси на
Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске.

По проектам Росси исполнялись также многочисленные, совершенные по форме, чугунные ворота, парковые скамейки, декоративные вазы и другие элементы парковой архитектуры. Все они являлись выдающимися образцами художественного чугунного литья русских мастеров. Примером исключительно удачного включения чугунного литья в ансамбль парка служит этот мостик у
Храма дружбы, созданный Росси в 1823 году. Орнамент фриза Храма дружбы, повторенный зодчим на пъедесталах ваз, украшающих мост, связал два разных по времени сооружения в единое целое.

Вольерный участок.

С южной стороны Тройной липовой аллеи Камерон создал так называемый сад с играми. Сад включал боскет звездообразной планировки, замкнутый крытой деревянной трельяжной галереей, увитой зеленью. Внутри боскета были установленны игры – качели, кегли и т. п. Рядом находился лабиринт из стриженного кустарника, с сетью замысловато запутанных зеленых коридоров, служивший для развлечений придворного общества. Тут же размещались роскошный розарий с сотнями редчайших кустов роз и нарядные цветочные партеры с мраморными бюстами философов и полководцев древнего мира.

От главной аллеи Вольерный участок отделялся длинным боскетом в виде зеленых аркад с шарами наверху. Аркады были выстрижены в липовых шпалерах.
Внутри боскета, среди затейливо очерченных газонов и дорожек, размещалось около сорока подлинных античных римских пеплохранительниц. Увлеченный идеями античного искусства, Камерон даже здесь, в парке, стремился подчеркнуть связь красоты настоящего с красотой глубокой древности.

Вольер.

Был сооружен в 1782 году, архитектор Чарльз Камерон.

Вольер стал одним из самых поэтичных созданий Камерона в Павловске. Он решен зодчим в строгих формах классики, с тонкой лепкой, колоннами и куполом. Главный фасад обращен к югу, чтобы дать как можно больше тепла и света для его маленьких обитателей.

Павильон состоит из двух небольлших кабинетов и квадратного зала в центре, увенчанного плоским куполом с полуциркульными окнами. Кабинеты и зал соединяются галереями с парами дорических колонн, между которыми были натянуты металлические сетки. Эти галереи и служили своеобразными
“клетками”. Здесь содержались соловьи, чижи, скворцы, малиновки и другие певчие птицы.

Центральный зал павильона предназначался для отдыха. В боковых кабинетах хранились коллекции античных предметов, найденных при раскопках
Рима и Помпеи и привезенных владельцами Павловска из Италии. Здесь были античные мраморы, керамика, мелкая бронзовая пластика.

К южной стороне Вольера первоначально примыкали две цветочные оранжереи с садиком между ними. Во Второй половине XIX века здесь был вырыт пруд, обсаженный деревьями. В центре пруда установлена мраморная статуя Венеры – богини красоты, копия с работы А. Кановы. Берега пруда, окруженные куртинами цветущих кустарников, создают живописно – уютный уголок парка, типичный для садового искусства XIX века.

Павильон Росси.

Мысль об установке памятника Марии Федоровне появилась ещё в 1835 году у Великого Князя Михаила Павловича.

Работа была поручена скульптуру Мартосу. Мария Федоровна изображалась сидящей с орлом у ног. Памятник не был установлен в связи со смертью скульптора. Гальберг продолжает работу, но отсутствие денег и смерть князя помешали осуществить задуманное. Великий Князь Константин Николаевич возвращается к этой идее, но разработанные проекты не смогли обнаружить. В
1896 году идея возникает у самих жителей Павловска, предполагается сделать скульптором Опекушина, а архитектором пьедестала Султанова. Начавшаяся война задержала сбор денег до 1913 года. И в 1914 году беседка наконец была установлена по проекту Росси составленному почти на сто лет раньше (1816 год) для памятника Марии Павловне.

Павильон представляет в плане полукруглую площадку на стилобате из красного финляндского гранита, с крыльцом в три ступени. Полукупольное перекрытие над ротондой покрыто кессонами с круглыми розетками. Лицевой фасад беседки обращен в сторону Парадного поля. Павильон построен из железобетона с песчаником светло – серого цвета, но с имитацией каменной кладки.

Пьедестал – из красного финляндского гранита. Фигура Марии Федоровны покрыта листовой медью, окрашенной в черный цвет.

Большие круги.

Преемником Камерона в Павловске явился архитектор Винченцо Бренна. С вступлением Павла на престол к нему полностью перешло все руководство работами по дальнейшему устройству парка.

За четыре года царствования Павла I ансамбль Павловска во всех своих частях получил новое оформление, превратившись из вельможной усадьбы в императорскую резеденцию.

Бренна, одаренный и талантливый художник, энергично принялся за создание новых эффектных районов парка. Камерная интимность великокняжеской судьбы уступает теперь место торжественной парадности резиденции императора. Парк, дополняя дворец, должен был стать фоном для пышного дворцового церемониала, отвечающего представлениям о неограниченной власти монарха.

Однако ансамбли, созданные Бренной, хотя и широко задуманные, являются лишь нарядно оформленными и эффектными декорациями, отвечающими новому назначению парка.

Умение Бренны использовать профиль местности в планировке парадного парка блестяще проявилось в районе, примыкающем к дворцовым корпусам. На высоком берегу Славянки он создал в 1799 году так называемые Большие Круги
– два геометрически оформленных партера с ковровыми цветниками. По центру партеров устроены невысокие круглые террасы из туфа, на которые с четырех сторон ведут лестницы. На террасах помещены белые мраморные статуи «Мир» и
«Правосудие», выполненные в Венеции П. Браттой в начале XVIII века. Они входили в число скульптуры, закупленной Петром I в Италии для Летнего сада.
Партеры по периметру замыкались стриженными липовыми боскетами, позднее замененными акацией. За боскетами Бренна оставил свободно растущие деревья
– своеобразную «зеленую стенку». Они придавали Большим кругам замкнутый характер, сближая их с дворцовыми залами и связывая с соседними пейзажными районами. Сочетание белого мрамора скульптуры с яркой зеленью боскетов и цветниками создавало красочный эффект.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.