реферат скачать
 

Готика

Готика

Московский Экстерный Гуманитарный Университет




Академия Культуры и Искусств

Факультет Культуры и Искусств






Готика

Авторизованный реферат по Социальному менеджменту







Студентки 3 курса

Моисеевой Ольги Борисовны

КС01- 5





Москва 2003

Оглавление



Введение                                                                                                            3


Архитектура                                                                                                       4

         Готический собор                                                                                    4

         Франция                                                                                                   5

         Германия                                                                                                  7

         Англия                                                                                                      8

         Испания                                                                                                    8

         Италия                                                                                                      9


Скульптура                                                                                                        9


Живопись                                                                                                        10

         Витраж                                                                                                    10

         Миниатюра                                                                                             11

         Лиможская эмаль                                                                                   11


Заключение                                                                                                      12


Литература








Введение

Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.). Термин «Готика» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10—12 вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки готики, в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы.

В идеологии и культуре времени  готика сохранялись феодально-церковные основы.  Готика развивалась, как и романский стиль, в областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Отсюда символико-аллегорический способ мышления в  готике и черты условности в её художественном языке. От романского стиля готика  унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи, представленной в готике преимущественно витражами. Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Вместе с тем развитие искусства  готики отразило кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленно-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев. В период готики, с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирических эмоций: сложились новые архитектурные типы и тектонические системы.

Между романским и готическим стилем труд­но провести четкую хронологическую границу, 12 в.— время расцвета романского стиля, вме­сте с тем появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 в. Угасание сти­ля приходится на 14 и 15 вв. (пламенеющая готика).

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Однако это не отрицает его общности и внутреннего единства. Во Фран­ции — на родине готики — произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного деко­ра. В Германии готика получила более отвле­ченный, мистический, по страстный по выраже­нию характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искус­ства, привнесенного арабами. В Италию, где расцвет городов к концу 13 в. создал благопри­ятную почву для возникновения культуры проторенессанса, проникли лишь отдельные, пре­имущественно декоративные элементы готики, не противоречащие принципам романской ар­хитектуры.

Архитектура

Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2—5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок. Строитель­ство осуществлялось теперь не только церковью, монастырями и частными лицами, но и общиной (организованными в цехи профессионалами ре­месленниками и архитекторами). Между строи­тельными артелями, странствовавшими из горо­да в город, существовали связи, обмен опытом, знаниями. Самые значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от мона­стырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно де­корированы. Их формы поражали динамично­стью, легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх жилые построй­ки, в них увеличивалось количество этажей, вы­тягивались вверх двускатные щипцовые (остро­конечные) крыши. Замкнутый кольцом кре­постных стен, город развивался вверх. Предна­значенный для многочисленной толпы мирян, собор был главным общественным центром го­рода. Помимо богослужений, здесь устраивались городские собрания, протекали диспуты, чита­лись университетские лекции, разыгрывались духовные драмы — мистерии.

Готический собор

Готический собор, по сравнению с роман­ским, — новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора — устойчи­вая каркасная система, в которой конструктив­ную роль выполняют крестово-реберные стрель­чатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня), внут­ренние (колонны, столбы) и внешние (контр­форсы) опоры. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основ­ной, несущий скелет здания и до предела облег­чить сводчатые перекрытия. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора сводов. Главный неф делился теперь на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению его веса способствовала сеть нервюр, расчленявшая свод на небольшие отрезки, заполненные более тон­кими, чем прежде, оболочками свода.

Снизу нагрузку нервюрного свода принимали мощные столбы. На каждый столб приходилось несколько нервюр, сходящихся в пучок; их тя­жесть принимали на себя служебные колонки, окружающие столб. Большая часть бокового распора и часть его вертикального давления пе­реносились на вынесенные наружу контрфор­сы — столбы-пилоны с помощью аркбутанов (открытых опорных полуарок). Аркбутаны пе­ребрасывались через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа.

Все это дало возможность перекрывать широ­кие пролеты и различные по форме отрезки про­странства, а также поднять свод на головокру­жительную высоту. Храм наполнился светом. Стена, освобожденная от опорных функций, прорезывалась большими стрельчатыми окнами, нишами, галереями, порталами, облегчавшими ее массу и связывавшими интерьер храма с окружающим пространством.

Характерная особенность готической архитек­туры — арка стрельчатой формы, определяю­щая во многом внутренний и внешний облик готических зданий. Многократно повторяясь в рисунке свода, окон, порталов, галерей, она своими динамичными очертаниями усиливает лег­кость и энергию архитектурных форм. Сильное впечатление производит готический собор внутри. Его интерьер — просторный, свет­лый, рассчитанный на многолюдную толпу, — сразу раскрывается перед зрителем и захваты­вает стремительным движением на восток, так как главный вход находится теперь на западной короткой стороне. Границы между трансептом и продольным пространством нефов почти сти­раются. Капеллы сливаются, образуя сплошной венок. Они отделяются от храма колоннадой, в которой как бы растворяются стены. Обширное пространство храма становится слитым и лег­ко обозримым, динамичным, рождающим бес­конечную смену зрительных впечатлений.

Значительно изменился и внешний вид собо­ра, ибо внутренняя структура здания проеци­руется на внешнюю. Внутренние членения про­дольной части здания угадываются в его фасаде. Образ храма утратил суровую замкну­тость, и храм как бы обращен к площади. В нем возросла роль главного западного фасада с мо­нументальными, богато украшенными портала­ми, которые прежде размещались на боковых стенах. Высокие, легкие башни, многочислен­ные вертикальные тяги и шпили, стрельчатые формы окон и порталов с вимпергами (остроко­нечными завершениями над окнами и портала­ми) рождали впечатление неудержимого движе­ния вверх и преображали собор, по словам Ро­дена, в «симфонию света и тени». Сложная си­стема скульптурного декора превращала камен­ную стену в подобие легкого кружева, контуры становились воздушными, точно растворяющи­мися в окружающей среде. Цветные окна, зани­мающие верхнюю часть стены, сквозные галереи способствуют тому, что здание как бы утра­чивает материальность, однако это не лишает его впечатления монументальности — детали подчинены четкой логической и строгой конст­рукции.

Франция

Классическое выражение готиче­ский стиль получил во Франции — родине готи­ческих соборов. В 12—14 вв. происходит объ­единение французских земель, формируется го­сударство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской го­тики возникли в провинции Иль-де-Франс (цер­ковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре коро­левских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: мас­сивность гладких стен, скульптурная лепка объ­емов, грузность башен фасада, четкость компо­зиций, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота мас­сивных форм, скупость декора.

Величайшее сооружение ранней готики — со­бор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 г.; достраивался до середины 13 в.; венец капелл — в начале 14 в., ил. 81, 82), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Он вы­строен в центре древней части Парижа, на ост­рове Сите, образованном течением Сены.

В пла­не собор — пятинефная базилика со слабо вы­ступающим трансептом, квадратными ячейка­ми главного нефа. Западный фасад гармони­чен в своих пропорциях, ясных ярусных члене­ниях и равновесии форм. Три перспективно углубленных портала стрельчатой формы выяв­ляют толщу цокольного этажа, подчеркивая устойчивость сооружения. По всей ширине фа­сада проходит так называемая «галерея коро­лей». Окно-роза под глубокой полуциркульной аркой отмечает своим диаметром центральный неф и высоту свода. Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. Украшенный резьбой карниз и изящная аркатура из топких колонок придают легкость и стройность верхней части здания. Компози­ция фасада, построенная на постепенном облег­чении форм, завершается двумя прямоугольны­ми башнями, возвышающимися над кровлями. Все проемы порталов, окон, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько пологую в нижнем поясе и заостренную наверху, что со­общает фасаду динамичность, у зрителя создает­ся ощущение устремленности всех форм вверх.

Скульптурный декор собора сохранился лишь на тимпанах, на вогнутых поверхностях порта­ла, в цокольном ярусе.

В начале второй половины XII века изменилось отношение к контрфорсам. Контрфорсы, ранее спрятанные под крышей кафедры и трифория, стали оставляться открытыми. Поднимающиеся над крышей аркбутаны стали характерной чертой больших французских церквей. До того времени вы­сота любой церкви определялась количеством и размером го­ризонтальных ярусов, содержавших в себе контрфорсы сво­да. Теперь же контрфорсы были отделены от внутренней вертикальной конструкции — и можно было переосмыслить решение интерьера.

Самым важным изменением оказалось увеличение верхнего, оконного, яруса — теперь окна можно было продлить вниз, в зону, которую ранее занимали кафедра и галереи трифория. Га­лерея кафедры почти сразу же исчезла из основной француз­ской архитектуры, и пространство, которое она занимала, разде­лили между главной аркадой и верхним ярусом, обособленным теперь с помощью узкой галереи трифория. Важную роль в раз­витии этой схемы сыграл Шартрский собор (перестройка нача­лась в 1134).

Период зрелой   готики   отмечен дальнейшим совершенствованием    каркасной    конструкции, нарастанием вертикализма линий и динамичной устремленности   ввысь. Обилие   скульптуры и витражей   усугубляет   изобразительно-зрелищ­ный характер соборов. Реймский   собор  (зало­жен в 1211 г.; закончен в 15 в.) - место    коронования    французских    королей – воплотил      национальный     творческий     гений Франции. Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высо­кими восьмидесятиметровыми башнями — одно из самых цельных созданий готики, замеча­тельное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры.

По сравнению с собором Парижской богома­тери все формы западного фасада Реймского собора стройнее; пропорции фиалов, порталов удлинены, стрельчатые арки заострены. Неудержимый поток линий и масс, устремлен­ных вверх, лишь слегка задерживается горизон­тальными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигант­ских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные детали конструкции, движение вертикальных тяг, арк­бутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпи­лей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору. Движение за­медляется, успокаивается в центре второго эта­жа огромной розой и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом ба­шен. Переходы между отдельными формами, ярусами смягчаются игрой живописной свето­тени, не снимающей, однако, строгости архи­тектонического решения. Многочисленные скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в праз­дник площадь. Фигуры святых то выступают "стройными рядами, образуя фризы, то собира­ются в группы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посети­телей. Статуи сплетаются в орнаментальные ряды, подчиняются основным архитектурным линиям. Архитектурно-скульптурные декора­ции собора пронизаны единым ритмом и вос­принимаются как завершенное целое, как выра­жение высшего порядка, как некий идеальный, поражающий многосложностью мир.

В Амьенском соборе наиболее полно выразил­ся расцвет готической архитектуры Франции. В то время как Реймский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор восхи­щает своим интерьером — легким, огромным, свободным внутренним пространством. Осве­щенный витражами, он был теплым и лучезар­ным. Центральный неф собора отличается боль­шой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Нефы, широкий трансепт, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями, сливаясь с широким пространством всего интерьера. Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. В Амьенском храме, однако, нет полной гармо­нии между его внутренним и внешним обликом. Чеканная богатая отделка фасада с тремя углуб­ленными порталами воспринимается лишь как оболочка огромного внутреннего пространства, окаймленного витражами, опоясывающими сте­ны скульптурными лиственными гирляндами.

В Амьенском соборе появляются и черты го­тики типа, переходного к ее позднему этапу — пламенеющей готике. Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмер­ность частей.

С 14 в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа – с  равной высотой нефов, замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам - «сетчатым», «сотовым», «звездчатым» - стелются  сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней («пламенеющей») готики и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434—70).

Германия

В Германии расцвет готики наступил в середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге, после 1249). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235—83). На юго-западе Германии сложился тип однобашенного собора (Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 — конец 15 в.; Ульм, 1377— 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м).  На севере строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке, около 1270—1350), в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326—40). Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки — городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы — с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург — 13 в.), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель).

Поздняя немецкая готика (конец 14 — начало 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499—1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471—1485) со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись.

 Англия

В Англии предпосылки для готики возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готические своды — в соборе в Дареме, около 1130—33), но развитие её, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным и длительным. Во-первых, английские готические постройки были сравнительно низкими. Центральный неф собора в Солсбери имеет всего 25,6 м в высоту, тогда как высота центрального нефа собора в Амьене - 43,5 м! Во-вторых, английские зодчие до последнего сохраняли нормандскую mur epais, толстую стену. Это означало, что они возводили исключительно мощные стены, которые можно было расчленять на слои и пронизывать галереями и коридорами. По этим двум причинам и появлялась возможность строить каменные своды центрального нефа с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Этот метод представлял собой полную противоположность гораздо более смелому с технической точки зрения французскому готическому стилю с его постройками головокружительной высоты и каркасной структурой стен.  Английская архитектура проигрывала в высоте, она с успехом наверстывала в протяженности, а также в изысканности декора. Старый собор Святого Павла в Лондоне, например, достигал в длину 179 м. Длина же собора в Реймсе составляла всего 139 м. Кроме того, английская готическая архитектура отличается гораздо большим богатством декоративных форм и большей утонченностью в подходе к деталям и материалам, чем французская. Судя по всему, английские заказчики стремились к тому, чтобы в здании было как можно больше пролетов и чтобы декор его был как можно более грандиозным и пышным.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.