реферат скачать
 

Чудеса архитектуры

Чудеса архитектуры

Лицей № 1









 Чудеса архитектуры







                                                                                  ученика 11 «З» класса

                                                                                  Линника Павла Александровича







 Барановичи

2005

Содержание.

I. Введение ….…………………………………………………………....3

II. Основная часть

    1) Ангкор: город храмов и тайн ……………………………………...4

    2) Великая китайская стена …………………………………….…….5

    3) Альгамбра: мавританский рай ……………………………….……7

    4) Мон-Сен-Мишель …………………………………………….……9

    5) Нейшванштейт: воплощённая мечта …………………………….11

    6) Кносский дворец ………………………………………………….12

    7) Святая София: византийской чудо ………………………………14

    8) Петра: красота, высеченная из камня ……………………………15

    9) Тадж-Махал: символ любви ……………………………………...17

    10) Потала: жемчужина Тибета .……………………………….……19

    11) Пагода Шведагон.....……………………………………….…….21

    12) Запретный Город.………………………………………..……….22

    13) Теотиуакан: город богов .…………………………………..…....24

III. Заключение …………………………………………………………26

IV. Список использованной литературы ……..…..…………………...27

V. Приложения....……………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Архитектура, или зодчество,— искусство строить здания и их комплексы, предназначенные для повседневных запросов частной, общественной жизни и деятельности людей. Любое здание заключает в себе жизненно необходимое пространственное ядро — интерьер. Его характер, выраженный во внешней форме, предопределен назначением, условиями жизни, потребностью в удобстве, в просторе и свободе движения. Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура является одной из форм материальной культуры.

Вместе с тем архитектура — один из видов искусства. В художественных образах архитектуры отражаются и строй общественной жизни, и уровень духовного развития общества, и его эстетические идеалы. Архитектурный замысел, его целесообразность раскрываются в организации пространств интерьера, в группировке архитектурных масс, в пропорциональных отношениях частей и целого, в ритмическом строе. Соотношение интерьера и объема здания характеризует своеобразие художественного языка архитектуры.

Большое значение имеет художественное оформление наружного вида зданий. Как ни один другой вид искусства, архитектура постоянно воздействует своими художественными и  монументальными формами на сознание массы людей. Она открывает своеобразие окружающей природы. Города, подобно людям, имеют неповторимое лицо, характер, жизнь, историю. Они повествуют о современной жизни, об истории ушедших поколений.

Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назад было ”сотворено” первое из них - пирамиды египетских фараонов, затем, двадцать веков спустя, второе - висячие сады в Вавилоне (VII в. до н.э.), за ним по одному в столетие - храм Артемиды в Эфесе (VI в. До н.э.), статуя Зевса в Олимпии ( V в. до н.э. ), Мавзолей в Галикарнасе ( IV в. до н.э. ) и, наконец, почти одновременно сразу два чуда - Колос Родосский и маяк на острове Форосе ( III в. До н.э. ).

Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой.

Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: “Это одно из семи чудес света”, отдавая дань уважения, прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: “Это восьмое чудо света”, как бы намекая на возможность примкнуть к великолепной семёрке.

Я считаю, что храмовый комплекс Ангкор, Великая Китайская стена, крепость Альгамбра, монастырь Мон-Сен-Мишель, замок Нейшванштейн, Кносский дворец, собор Святая София, затерянный город Петра, мавзолей Тадж-Махал, дворец Потала, пагода Шведагон, Запретный Город, город богов Теотиуакан, затерянный город инков Мачу-Пикчу если и не могут встать в один ряд с «Семью чудесами», то во всяком случае сравнимы с ними по красоте и величию.

АНГКОР: ГОРОД ХРАМОВ И ТАЙН

           Величайшее культурное достояние человечества - столица средневековой кхмерской империи Ангкор, с ее древними рушащимися каменными храмами,  - было на протяжении веков затеряно в глубине джунглей.

В 1850 году, прорубая дорогу через густые камбоджийские джунгли, французский миссионер Шарль Эмиль Буйво наткнулся на развалины большого древнего города. Среди них возвышались руины Ангкор-Вата, одной из величайших в мире религиозных святынь. Буйво писал; «Я обнаружил величественные развалины - все, что осталось, по словам местных жителей, от королевского дворца. На стенах, покрытых резьбой снизу доверху, я увидел изображения батальных сцен. В сражении участвовали люди верхом на слонах, одни воины были вооружены дубинками и копьями, другие стреляли из луков сразу тремя стрелами».

Десять лет спустя французский натуралист Анри Муо прошел по маршруту Буйво и был в не меньшей степени поражен тем, что открылось ему на прогалине среди джунглей. Он увидел больше сотни ватов, или храмов, самые древние из которых относились к IX веку, а самые поздние - к XIII. Их архитектура менялась вместе с религией, от индуизма к буддизму. Перед взором француза оживали сюжеты из индуистской мифологии. Статуи, рельефы и резные украшения изображали танцующих  девушек, императора верхом на слоне, ведущего в бой свои войска, и бесконечные ряды невозмутимых Будд. Взволнованные сообщения Муо вызвали множество вопросов: кто построил этот великолепный город и какова была история его расцвета и упадка?

Самые ранние упоминания об Ангкоре в камбоджийских летописях относятся лишь к XV веку. После открытия Муо началось изучение неизвестной ранее древней цивилизации.

Развалины Ангкора лежат приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи (бывшей Кампучии), Пномпеня, неподалеку от большого озера Тонле-сап. В 1000 году, в период наивысшего расцвета, город занимал территорию в 190 км2, а это означало, что он был крупнейшим городом средневекового мира. На обширном пространстве его улиц, площадей, террас и храмов трудилось 600 000 человек, а в окрестностях города проживало еще не менее миллиона.

Жителями Ангкора были кхмеры, исповедовавшие одно из направлений индуизма, принесенного в Юго-Восточную Азию индийскими купцами в I веке н.э. Ученые до сих пор недоумевают по поводу отсутствия каких-либо доказательств существования городов или поселков на этой территории вплоть до VII века н.э., хотя к 1000 году до н.э. она уже была густо заселена и технически развита. После этой даты наступает настоящий расцвет кхмерской цивилизации. Ангкор - это высшее проявление гения народа, оставившего потомкам изумительные произведения искусства и архитектуры, которыми будут восхищаться еще многие поколения людей.

Кхмерские документы были написаны на недолговечных материалах - на пальмовых листьях и коже животных, поэтому со временем они рассыпались в прах. Вот почему, чтобы собрать сведения об истории города, археологи обратили внимание на высеченные в камне надписи, их насчитывается более тысячи. Большинство из них сделаны на кхмерском языке и на санскрите. Именно из этих надписей удалось узнать, что основоположником кхмерской государственности был Джайявар-ман II, освободивший свой народ от власти яванцев в начале IX века. Он поклонялся Шиве и основал культ правителя-бога. Благодаря этому его земная власть была подкреплена созидательной энергией Шивы.

Город Ангкор («ангкор» по-кхмерски и означает «город») стал гигантским мегаполисом, размером с современный Манхэттен. Зданием, намного превосходящим красотой другие, был Ангкор-Ват, построенный Сурь-яварманом II в начале XI века. Ангкор-Ват представлял собой и храм, и усыпальницу и был посвящен индуистскому богу Вишну. Он занимал территорию около 2,5 км2 и, очевидно, был крупнейшей из когда-либо построенных религиозных святынь. Башни храма высоко поднимались над зарослями джунглей.

Ангкор был процветающим городом. Плодородная почва давала три урожая риса в год, озеро Тонлесап изобиловало рыбой, а густые леса - тиковой и другой древесиной, необходимой для настила полов в храмах и строительства галерей. Столь большие запасы пищи и строительных материалов делают еще более непонятными причины упадка Ангкора. Почему этот некогда великолепный город превратился в заброшенные развалины?

Для объяснения этого феномена были выдвинуты две теории. Согласно первой, после разграбления Ангкора, учиненного в 1171 году воинственными соседями кхмеров чамами, Джайяварман VII потерял веру в защитную силу индуистских богов. Кхмеры стали исповедовать одну из форм буддизма, отрицающую насилие и провозглашающую пацифистские принципы. Смена религии привела к тому, что напавшее на Ангкор тайское войско в 1431 году встретило слабое сопротивление.

Вторая, более фантастическая версия восходит к буддийской легенде. Кхмерский император был так оскорблен сыном одного из жрецов, что приказал утопить мальчика в водах озера Тонлесап. В ответ разгневанный бог вывел озеро из берегов и сокрушил Ангкор.

В наши дни неумолимо наступающая растительность джунглей разрушает ангкорские комплексы, его каменные строения покрыты мхами и лишайниками. Еще более пагубные последствия для памятников имела война, ведущаяся здесь в течение двух последних десятилетий, а также разграбление храмов ворами.  Похоже, что это уникальное место находится под угрозой полного исчезновения.

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

         Это гигантское крепостное сооружение преграждало - и открывало - путь к богатствам и загадкам Китайской империи. Размеры Великой Китайской стены столь поразительны, что ее назвали восьмым чудом света.

В мире нет другого сооружения, описание которого требует только превосходных степеней. «Крупнейшая стройка, когда-либо предпринятая людьми», «самое длинное крепостное укрепление», «самое большое в мире кладбище» - подобных определений, относящихся к Великой Китайской стене, множество. Насколько же в действительности грандиозно это сооружение? Похожая на извивающееся туловище дракона, стена протянулась через всю страну на 6400 км. В течение 2100 лет ее строили миллионы солдат и рабочих, и бессчетные тысячи сложили на этой стройке голову. Утверждают, что в VII веке н. э. только за десять дней там погибло 500 000 человек.

История Великой Китайской стены восходит, по крайней мере, к V веку до н. э. Это было время, когда после распада единого китайского государства Чжоу на его месте образовалось несколько царств. Защищаясь друг от друга, правители этой эпохи, вошедшей в историю Китая как «период враждующих царств», стали строить оборонительные стены. Кроме того, в двух северных, в основном земледельческих государствах, Цинь Чжао и Янь, были вырыты рвы и возведены земляные валы, чтобы укрепить границы, которым угрожали набеги живших в северных степях монгольских кочевников.

В 221 году до н. э. правитель царства Цинь Шихуанди усмирил бесконечно враждовавших между собой соседей и провозгласил себя первым императором Китая династии Цинь. За 11 лет царствования он создал империю с жестоким, но эффективным управлением и правосудием, ввел единую систему мер и весов, построил сеть дорог и наладил строгий учет населения. По его приказу для защиты северных рубежей империи стеной были соединены уже существовавшие оборонительные сооружения и построены новые. Целая армия, в которую входили 300 000 солдат и до миллиона подневольных работников и узников, принялась за тяжкий труд, укрепляя, а подчас снося и вновь отстраивая крепостные стены.

В отличие от прежних укреплений, представлявших собой в основном рвы и земляные валы, утрамбованные в деревянной опалубке, стены возводились с применением самых разнообразных строительных методов. Поскольку подвозить материалы было трудно, широко использовались имевшиеся в каждом районе ресурсы. В горах вытесывали каменные блоки, в лесистой местности чаще всего стена снаружи складывалась из дубовых, сосновых или еловых бревен, а в середине заполнялась утрамбованной землей, в пустыне Гоби применяли смесь из земли, песка и галечника.

С самого начала защита границ требовала не только мощных укреплений: для отражения возможного нападения на стене размещались постоянные гарнизоны. С помощью сигналов, посылаемых на расстояние прямой видимости, сообщение с одного конца стены на другой могло быть передано всего за 24 часа - до появления телефона это была поразительная скорость. Система гарнизонов имела и еще одно преимущество; сменявших друг друга императоров устраивало, что армия разобщена и находится далеко от пекинского дворца. Солдаты не могли поднять мятеж.

После смерти Цинь Шихуанди императоры династии Хань (206 год до н. э. - 220 год н. э.) следили за поддержанием стены в должном порядке и еще больше удлинили ее. И позднее перестройка и укрепление стены требовали немало времени и сил. Последний важный этап в ее строительстве пришелся на период правления императоров из династии Мин (1368-1644).

Из участков стены, возведенных при династии Мин, лучше всего сохранились те, что были сложены из камня. При их строительстве земля выравнивалась, и на нее укладывалось основание из каменных глыб. На этом фундаменте постепенно возводилась стена с каменной облицовкой, заполненная внутри смесью из мелких камней, земли, бута и извести. Когда сооружение достигало нужной высоты - стены периода Мин имеют высоту в среднем 6 м и толщину 7,5 м. у основания и 6 м. на гребне, - поверху укладывали кирпичи. Если уклон был меньше 45°, кирпичный настил делали плоским, при большем уклоне кладку вели ступеньками.

В период расцвета империи Мин стена тянулась от крепости Шаньхайгуань на берегу пролива Бохайвань к востоку от Пекина до Цзяюйгуаня в северо-западной провинции Ганьсу (во времена до династии Цинь самая западная точка находилась на 200 км дальше, в Юй-мыньчжэне). Лучше всего сохранился участок стены вблизи деревни Бадалин, примерно в 65 км от Пекина. Но во многих местах стена полуразрушена, особенно в западных районах. Тем не менее, символическое значение этого грандиозного сооружения остается прежним. Для китайцев она служит убедительным напоминанием о величии их страны, неподвластном времени. Для остального мира Великая Китайская стена - это удивительный памятник, свидетельство человеческой силы, изобретательности и выносливости

АЛЬГАМБРА: МАВРИТАНСКИЙ РАЙ

             Альгамбра, внутренние постройки которой представляют собой непревзойденные архитектурные шедевры, напоминает о мавританском прошлом Испании. Дворец-крепость возвышается над древним городом, эффектно выделяясь на фоне мерцающих снежных вершин Сьерра-Невады.

Старинный дворец мавританских правителей Испании господствует над современным городом Гранада точно так же, как когда-то его создатели владычествовали над своей обширной империей. Великолепный красный замок-цитадель - это система идеально пропорциональных тенистых площадок, галерей, украшенных филигранной резьбой, освещенных солнцем внутренних двориков и аркад.

Мавры - мусульмане из Северной Африки - завоевали Испанию в начале VIII века н.э. В IX веке они возвели крепость на месте древней твердыни Алькасаба. С XII по XIV век мавританское государство подвергалось постоянным нападениям со стороны христианских армий. В XIII веке они взяли Кордову и тысячи мавров бежали в Гранаду.

Центром распадавшегося мавританского царства стала Гранада, и мавры срочно приступили к укреплению фортификационных сооружений Алькасабы. Они возвели вокруг нее крепостную стену с башнями и бастионами и построили новые акведуки. Перестроенная крепость была в конце концов названа Красным замком, или по-арабски Аль-Кала-аль-Хамбара, откуда и возникло современное испанское название Альгамбра. Но неувядаемую славу снискала не столько мощь Альгамбры как военного укрепления, сколько красота и неповторимость ее внутренних сооружений, созданных стараниями короля Юсуфа I (1333-1353) и короля МохаммедаУ (1353-1391). В то время как снаружи крепость выглядит несколько аскетично, внутренние дворы и залы - это воплощение исключительно яркого художественного замысла, стиль которого варьируется от элегантной сдержанности до вычурной театральности.

Выходцы из пустыни, мавры боготворили воду и использовали ее как элемент убранства архитектурных сооружений, обнаруживая при этом богатую фантазию. В спокойных водах бассейнов отражаются безукоризненно пропорциональные арки, галереи. Фонтаны с журчащими струйками воды дают отдохновение взору в испепеляющую дневную жару.

Мавры построили изящные галереи, чтобы те улавливали освежающий бриз и эхо шелестящих листьев, и великолепные дворы, переходящие в тенистые аркады с колоннами, которые выходили на величественные террасы. Архитектурной «изюминкой» Альгамбры стало применение сталактитового декора, или мукарны, - художественной формы, типичной для архитектуры Ближнего и Среднего Востока. Им украшены своды, ниши и арки, что создает эффект пчелиных сот, состоящих из тысяч ячеек, наполненных естественным светом и тенью. Кажется, будто этот орнамент впитывает свет, отраженный от прилежащих поверхностей, а затем, как это происходит на потолке зала Двух сестер, предстает перед нами во всей красе.

Для украшения потолка в зале Абенсеррагес применен такой же принцип. В зал можно пройти из Львиного двора, и он назван так в честь одного из знатных семейств Гранады - Абенсеррагов, по преданию, зверски убитых здесь в конце XV века. От сложного и тонкого сталактитового узора на потолке невозможно оторвать взор.

Каждый уголок Альгамбры красив по-своему, и один прекраснее другого. Миртовый двор обрамлен двумя рядами миртовых кустов, растущих вдоль матово мерцающих мраморных дорожек, идущих по обеим сторонам центрального бассейна. В нем, как в зеркале, отражаются изящные колонны аркад, и в кристально чистой воде, поблескивая на солнце, плещутся золотые рыбки. Башня

Комарес, возвышающаяся с одной стороны бассейна, венчает самый большой зал дворца - Посольский, высота его потолка достигает 18м. Здесь, сидя на троне в нише напротив входа, властитель принимал иностранных титулованных особ.

Львиный двор назван так потому, что центральный фонтан поддерживают 12 мраморных львов. Изо рта каждой скульптуры струя воды бьет прямо в окружающий фонтан канал. Вода в канал поступает из четырех водоемов под каменным полом зала. Они соединены с мелкими бассейнами фонтанов, расположенных в соседних помещениях. Аркады, по периметру двора, опираются на 124 колонны, а с западной и с восточной стороны возведены две беседки, откуда открывается прекрасный вид на львов, чьи пасти извергают струи воды.

В 1492 году Альгамбра пала под натиском христиан. В 1526 году, в знак утверждения христианского господства в Испании, король Карл V перестроил Альгамбру в стиле Ренессанса и начал возводить внутри крепостных стен собственный дворец в итальянской манере. Этот совершенный сказочный мир каменных кружев мавры построили для того, чтобы создать собственный рай на земле.

МОН-СЕН-МИШЕЛЬ

             Скалистый остров Мон-Сен-Мишель с его готическим монастырем и церковью - это архитектурное чудо и древнейший религиозный центр Франции.

Мон-Сен-Мишель, маленький островок у юго-западного побережья Нормандии, притягивает к себе паломников и путешественников вот уже более 1000 лет. Дамба с проложенной по ней дорогой связывает материк с островом Мон-Сен-Мишель. Неожиданно поднимается он над плоской песчаной равниной, которую разглаживают сильные приливы, врывающиеся в залив. В хорошую погоду эта коническая скала, с собором, монастырскими строениями, садами, террасами и военными укреплениями, видна издалека.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.