реферат скачать
 

Понятие, основные черты субъектов административной юрисдикции

Понятие, основные черты субъектов административной юрисдикции

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕЛЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра административного права

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: “Понятие, основные черты субъектов административной юрисдикции”.

 

 

 

 

 

Выполнил:   ________________________

                    ________________________

Проверил:   ________________________

                    ________________________

 

 

 

 

ОРЕЛ – 2003

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ.. 4

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ.. 11

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ.. 16

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ.. 16

ПРАВОВЫЕ АКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ.. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

ЛИТЕРАТУРА.. 26

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап реформирования в России механизма государственного управления сопряжен с необходимостью разрешения целого ряда проблем. В их числе резкий рост в последнее десятилетие противоправных проявлений. С начала 90-х годов ежегодно привлекается к административной ответственности не менее 60 млн. человек, одна треть из них - по инициативе милицейских служб, из которых до 50 % - за проступки, посягающие на общественный порядок[1].

Такая ситуация во многом объясняется не только снижением уровня законопослушности граждан, но и несовершенством российского законодательства об административных правонарушениях, что особенно проявилось на рубеже XXI века, когда выявилось несоответствие многих статей КоАП РСФСР положениям Конституции РФ. Вместе с тем нельзя не отметить и того, что органы государственной власти, управомоченные выявлять административные правонарушения и осуществлять по делам о них юрисдикционную деятельность, неадекватно относятся к тем негативным моментам, которые присущи административной деликатности.

Трудно переоценить значение КоАП РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 года. Поэтому знание положений КоАП РФ по вопросам административной юрисдикции является необходимым условием для успешного выполнения возложенных на сотрудников МВД задач.


ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Анализ действующего законодательства показывает, что органы внутренних дел в системе юрисдикционных органов занимают ведущие позиции по объему административно-юрисдикционных полномочий, что обусловлено особым характером выполняемых задач, основной объем которых связан с исполнительно-распорядительной, государственно-властной деятельностью.

Рассмотрение этой деятельности непосредственно связано с этимологическим аспектом понятия "юрисдикция". Принято считать, что термин "юрисдикция" происходит от латинских слов jus - "право" и dico -"говорю"[2]. В теории права под юрисдикцией обычно понимают установленную законом (или нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. Многие правоведы, занимающиеся разработками общетеоретических проблем права, юрисдикцию определяют как "деятельность компетентных органов, управомоченных на рассмотрение юридических дел и на вынесение по ним юридически обязательных решений[3].

Односторонние исследования юрисдикционной деятельности правоприменительных органов в немалой степени способствовали отсутствию в науке общепризнанного понятия "юрисдикция". Под юрисдикцией также подразумевают подведомственность, подсудность разрешаемых дел, полномочия разрешать дела и применять санкции[4], а также ее отождествляют с правоохранительной (праворазрешительной) деятельностью государства и общественности[5].

Неоднозначному толкованию понятия юрисдикция способствовал и не совсем удачный перевод этого термина с латинского языка (jurisdictio - суд, судопроизводство), хотя на латинском языке этому понятию соответствует слово justitio.

В советских энциклопедических словарях, юридических словарях (юридических энциклопедиях) юрисдикция определялась как круг полномочий суда или административных органов по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций. Из такой трактовки юрисдикции просматривается неоправданно расширенное ее содержание, в связи с чем становится неясным отличие юрисдикционной деятельности от неюрисдикционной.

Существует и точка зрения о том, что термин "юрисдикция" образован от сочетания латинских слов jus и dicere и переводится как разрешение конфликта или применение подлежащей властью установленных правил8.

В основе юрисдикционной деятельности лежит рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц, применение в необходимых случаях при негативной оценке их поведения предусмотренных действующим законодательством мер государственного (юридического) принуждения.

В теории административного права юрисдикция рассматривается большинством ученых-административистов в качестве самостоятельного вида правоохранительной деятельности органов государственного управления, охватывающим рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений по ним.

Вместе с тем не верно рассматривать административную юрисдикцию только как деятельность по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях.

Под административной юрисдикцией следует понимать: во-первых, рассмотрение и разрешение индивидуальных дел в случае возникновения спора о праве в сфере государственного управления (исполнительной власти), а во-вторых, рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. В юридической литературе иногда рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях называют административно-показательной (или карательной) юрисдикцией.

Следует, однако, учесть, что административно-наказательной (карательной) юрисдикция может быть названа только в случае, когда результатом административно-юрисдикционной деятельности было наказание правонарушителя. Производство по делам об административных правонарушениях не всегда заканчивается наказанием. Исходя из диспозиции ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть принято два варианта постановления по делу об административном правонарушении:

1) о назначении административного взыскания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае наложения административного взыскания можно говорить о том, что юрисдикция носила административно-наказательный (карательный) характер. Но в случае прекращения дела производством не следует называть такую юрисдикцию наказательной (карательной). К тому же ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ предусматривает прекращение дела при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5, 2.8, и 2.4 Кодекса, предусматривающими прекращение дела производством по различным основаниям, в том числе в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, т.е. субъект административно-юрисдикционного правоприменения, рассматривая дело, может оправдать лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Более удачное название юрисдикционного производства по делам об административных правонарушениях - административно-деликтная юрисдикция (т.е. юрисдикция по административному деликту).

Заслуживает внимания и точка зрения, согласно которой в составе административной юрисдикции выделяют: 1) производство по жалобам; 2) производство по делам об административных правонарушениях и 3) согласительное производство[6], выделенное в связи с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, в которой статьей 85 предусматривается возможность использования Президентом России согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Специфичность административной юрисдикции проявляется в том, что осуществляется она во внесудебном порядке органами государственного управления и должностными лицами, обладающими квазисудебными полномочиями.

Административная юрисдикция имеет много сходного со стадией судебного рассмотрения и разрешения [ражданских и уголовных дел, именуемой судебной юрисдикцией. Юрисдикция как государственно-властная деятельность полномочного органа (органа управления, органа правосудия) состоит в применении закона к юридическим конфликтам и принятия по ним правовых индивидуальных актов (актов юрисдикции)[7].

Основным признаком юрисдикционной деятельности является наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона.

Таким образом, учитывая сложившиеся представления о понятиях "юрисдикция" и "административная юрисдикция", следует определить данную дефиницию следующим образом: Административная юрисдикция - это подведомственность и компетенция по осуществлению и само осуществление правоприменительной, правоохранительной, государственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонарушениях, осуществляемая государственными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционное производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам и согласительное производство.

Вышеизложенное дает возможность сделать вывод, что административно-деликтная юрисдикция - это подведомственность, а также компетенция по осуществлению и само осуществление правоприменителъной. правоохранительной, государственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях,

Таким образом, административно-деликтная юрисдикция является составной частью административной юрисдикции. Кроме того, если учитывать, что сердцевиной производства по делам об административных правонарушениях является рассмотрение и разрешение дела, т.е. непосредственно осуществление юрисдикционной деятельности, то следует, что административно-деликтная юрисдикция является и составной частью производства по делам об административных правонарушениях, а также производства по делам о применении принудительных мер в сфере управления и в целом административного процесса, включающего в себя совокупность административных производств:

- производство по принятию правовых (нормативных) актов государственного управления;

- производство по рассмотрению в аппарате управления обращений государственных и общественных организаций;

- производство по рассмотрению предложений и заявлений граждан (в порядке реализации принадлежащих им субъективных прав в сфере государственного управления);

- производство по жалобам и спорам, в том числе жалобам граждан на действия должностных лиц органов управления;

- производство по делам о применении мер поощрения к гражданам и организациям в сфере государственного управления;

- производство по делам о применении принудительных мер в сфере управления[8].

Каждое из названных видов административных производств может быть разделено на подвиды. В частности в производстве по делам о применении принудительных мер в сфере управления обычно выделяют:

- производство по делам об административных правонарушениях;

- производство по делам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности и применением при этом мер предупредительного характера;

- производство по делам о возмещении в административном порядке причиненного материального ущерба;

- производство по делам о дисциплинарных проступках и др.

Административно-деликтную юрисдикцию осуществляют десятки органов и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями. Только по делам об административных правонарушениях полномочиями по осуществлению административной юрисдикции обладает 61 орган (без учета органов административной юрисдикции, определяемых правовыми актами субъектов Федерации) .

Среди них особое место занимают органы внутренних дел (милиция), что напрямую связано с многогранностью задач, возложенных на них законодательством. Правовую основу административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел составляет Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, законы РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г., законы субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции).

Учитывая, что органами внутренних дел (милицией) согласительное производство не осуществляется, следует выделить два вида административно-юрисдикционных производства: 1) по делам об административных правонарушениях и 2) по жалобам.

Наиболее юридически оформлено производство по делам об административных правонарушениях (административно-деликтная юрисдикция.

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Общество для борьбы с правонарушениями нуждается в сложном механизме административных и судебных учреждений[9]. В РФ уделяют постоянное внимание совершенствованию правоохранительного механизма, принимают меры по улучшению работы органов внутренних дел, прокуратуры и судов. Значительное внимание уделяется также деятельности органов, ведущих борьбу с административными правонарушениями, совершенствованию ее правовой регламентации. Применение норм, права по одному и тому же делу об административном правонарушении, как правило, осуществляется несколькими органами (должностными лицами), каждый из которых совершает определенные правоприменительные действия. Так, например, работники милиции выявляют нарушение, задерживают правонарушителя; административная комиссия рассматривает дело по существу и налагает взыскание на виновного; учреждение Сбербанка принимает штрафную сумму и т.д. Вместе с тем среди правоприменительных органов обоснованно выделяется центральное звено - тот орган, который по существу решает юридическое дело. Этим центральным звеном в рассматриваемой сфере является орган административной юрисдикии, полномочный разрешать дело об административном проступке (отдельных категориях преступлений).

Роль и место государственного органа в правоохранительном механизме РФ определяются его целевым назначением.

Орган административной юрисдикции является одним из правоохранительных органов государства, призванным разрешать дела об административных проступках (отдельных категориях преступлений). Осуществление этой деятельности, имеющей двойственный характер (управленческий и юрисдикционный), и ее назначение определяют роль и правовой статус субъекта административной юрисдикции.

Особенностью административной юрисдикции, как указывалось ранее, является ее тесная связь с государственным управлением, специализация осуществляемой правовой защиты. Административно-юрисдикционный способ охраны социалистических общественных отношений осуществляется преимущественно органами государственного управления. Однако не все они могут быть субъектами административной юрисдикции. Таковым является лишь орган (должностное лицо), на который эти функции возложены законом. Это обусловлено значимостью административной юрисдикции как способа правовой охраны общественных отношений, а также тем, что данная деятельность не замыкается рамками какой-либо одной отрасли управления.

В отличие от суда, которому присуща универсальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, орган административной юрисдикции является специализированным субъектом юрисдикционной деятельности. Поэтому он должен быть точно обозначен в законе (наименование, принадлежность к соответствующему министерству, ведомству и т.д.). Каждый орган государственного управления наделен многочисленными полномочиями для реализации возложенных на него функций. Однако юрисдикционными полномочиями, как правило, обладает лишь определенное его подразделение (должностное лицо).

Закон не только называет орган, полномочный рассматривать дела об административных правонарушениях, но и состав, при наличии которого он правомочен разрешать подведомственные ему дела. Это требование является обязательным для коллегиальных органов административной юрисдикции.

Предоставляя юрисдикционные полномочия должностным лицам соответствующих органов, законодатель указывает точное наименование должности, служебного положения данного лица.

 Указание в законе на орган (должностное лицо), который должен разрешать дела о правонарушениях, еще не образует всех нормативных предпосылок административно-юрисдикционной деятельности. Важной их частью являются права и обязанности, составляющие в своей совокупности “очерченную законом компетенцию данного органа”

Более детальную регламентацию предметной компетенции органов административной юрисдикции содержат нормативные акты об административной ответственности за конкретные виды правонарушений. Именно в них закреплены признаки соответствующих правонарушений и вид, размер санкции, которую вправе применить субъект административной юрисдикции. Однако нормы об административной ответственности разрозненны, содержатся в многочисленных актах высших органов государственной власти, решениях местных органов власти. Это создает значительные трудности в правоприменительной деятельности рассматриваемых органов, в определении их компетенции. Представляется целесообразным упорядочить нормативное регулирование компетенции органов административной юрисдикции.

Анализируя компетенцию субъекта административной юрисдикции, следует отметить еще одну особенность. Данный субъект, как правило, является подразделением или должностным лицом какого-то органа, ведомства, министерства, и его компетенция производна от компетенции последних. Функции государственного органа реализуются в деятельности входящих в него подразделений, служащих. Однако предоставленные законом полномочия по рассмотрению и разрешению дел о правонарушениях — это по существу полномочия только органа (должностного лица) административной юрисдикции, его исключительная компетенция, котором не может располагать ни вышестоящий орган, ни руководитель органа, ведомства, в составе которого функционирует данный субъект.

В литературе иногда самостоятельность принятия решения органом административной юрисдикции расценивается как «независимость» этого субъекта правоохранительной деятельности (аналог независимости судей). Думается, что здесь желаемое выдается за действительное.

В отличие от суда, который создан только для осуществления юрисдикционной функции, орган административной юрисдикции входит, как правило, в определенную управленческую систему, тесно связан с ней, выполняет различные виды деятельности. При таком положении влияние ведомства на подчиненный ему орган административной юрисдикции, увы, не исключено. Поэтому объективность рассмотрения дел о правонарушениях предлагается обеспечить путем закрепления правовых гарантий в законе: орган административной юрисдикции рассматривает дело об административном проступке (преступлении) и принимает решение самостоятельно, руководствуясь при этом действующими нормативными актами и своим социалистическим правосознанием.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.