реферат скачать
 

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней


              Вологодский Государственный Педагогический Университет

 

Юридический  Факультет

 

               Кафедра  конституционного, международного  права  и  политологии

 

 

 

 

                Курсовая  работа

 

                  по дисциплине ”Административное  право

 

                 на тему: ”Нелегальная миграция в России

                         и методы борьбы с ней”

 

 

 

                                                                   студента III курса дневного отделения,

                                                                       группы “Б” (бюджет)

                                                     Сидорова Сергея Николаевича

 

                                                                    Научный руководитель – Н.В.Моторова

 

 

 

                                                     Дата сдачи:

Дата рецензирования:

                                                     Дата защиты:                  Оценка:

 

                                           



                                            

                                                       Вологда

                       2005

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной ми-    грации……………………………………………………………………………….5

  §1. Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции…………………..5

  §2. Причины нелегальной миграции…………………………………………….9

  §3. Международное и российское законодательство о нелегальной мигра-

ции………………………………………………………………………………….11

        а) Международные договоры………………………………………………..11

        б) Обязательства РФ в рамках СНГ…………………………………………12

   в) Федеральное законодательство…………………………………………..13

Глава 2. Нелегальная миграция в России………………………………………..15

  §1. Общая характеристика нелегальной миграции в России (проблемы и предпосылки)………………………………………………………………………15

  §2. Административно-правовые меры борьбы с нелегальной миграцией в Российской Федерации……………………………………………………………19

         а) Административное выдворение…………………………………………22

         б) Депортация………………………………………………………………..23

  §3. Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству…………………………………………………...25

Заключение………………………………………………………………………...30

Библиография……………………………………………………………………...32


 
























Введение

 

Актуальность темы. В последнее время о проблеме нелегальной миграции можно услышать все чаще. При переходе к социально ориентированной эконо-мике, в погоне за потенциальным электоратом власти развитых стран стали закрывать свой рынок труда для иностранцев. Возрождаются националисти-ческие лозунги. В этой среде, да еще на фоне огромной пропасти между разви-тыми и развивающимися странами, легальные миграционные потоки все чаще превращаются в нелегальные. В нашей стране явление нелегальной миграции подтолкнул распад СССР и образование СНГ с “прозрачными” границами между странами. Нормативно-правовые акты устарели, и потребовалось совер-шенно новое законодательство, чтобы остаться “на плаву”.

Регулирование процессов миграции и борьба с нелегалами – важная задача каждого государства. Европейские страны уже обожглись на либеральном от-ношении к привлечению рабочей силы из стран третьего мира и ужесточают иммиграционную политику. И в России исследователи не раз указывали на уг-розу со стороны нелегальных мигрантов при нашем демографическом спаде и нестабильной экономике. Чтобы победить врага – надо его знать. И если у РФ хватит сил перевести незаконную миграцию в законную и поставить ее на службу интересам экономики и народа - это даст большой потенциал для раз-вития гражданского общества и правового государства.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции в Россию;

— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их лик-видации;

— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государ-ственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффек-тивности;

— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.

Методологическая база исследования. При написании данной курсовой применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализирова-лось законодательство о нелегальной миграции, проблемы и предпосылки это-го явления. На основе формально-юридического метода были даны общее оп-ределение и классификация понятий, исследовались их признаки. Использо-вался сравнительно-правовой метод для выявления общих закономерностей процесса. Широко применялся статистический метод, приведено большое количество статистической информации. Частично в данной работе отражен

метод социологического опроса общественного мнения.

     В ходе написания работы применялись и иные методы исследования.

Структура работы представляет собой две главы. В первой главе дается определение нелегальной миграции, выявляются ее причины, оценивается закрепление данной категории в международных актах и российском законо-дательстве, выявляются сходства и различия. Во второй главе дается общий анализ российской нелегальной иммиграции, выявляются предпосылки и про-блематика этого явления, разбираются действующие административные и уго-ловно-правовые меры борьбы с незаконными мигрантами, указываются недо-статки российского законодательства и правоприменительной практики в этой сфере, а также дается анализ существующего на данный момент положения в стране.

Степень исследованности темы. С недавних пор ученые и практики всерь-ез занялись проблемой нелегальной миграции в Россию. Они выявляли недора-ботки и противоречия законодательства и предлагали свои пути решения дан-ной проблемы. Например, В.Г. Громов проанализировал факторы, влияющие на миграционные процессы в России, В.А.Орешкин дал оценку ситуации в стране в настоящее время, С.Ягодин выявил недостатки современного россий-ского миграционного законодательства и обрисовал, какие именно правовые акты необходимы. Мнения этих и других авторов будут представлены в курсо-вой работе.

Широко в работе используются и правовые акты, начиная с международных и кончая подзаконными. Они помогают обнаружить статику и динамику неле-гальных миграционных процессов, увидеть недостатки и положительные мо-менты нашего иммиграционного законодательства и более полно охватить за-трагиваемую проблему.

Практические данные были получены у начальников паспортно-визовых служб Вологодской и Архангельской областей, а также в результате общения с работниками данных правоприменительных органов. Там же была получена и статистика по нелегальной миграции. Она позволяет сравнить теоретическое и реальное положение дел в данной сфере. 

Практическое значение работы. В современных условиях нелегальная миграция становится реальной угрозой для народов и государств. Многие страны, прежде всего развитые, всерьез заняты проблемой нелегалов, и выде-ляют на решение этой проблемы немалые силы и средства. Наша же страна пока с большим скрипом двигается в этом направлении. Нет четкой Концеп-ции миграционной политики, законодательство в этой сфере довольно проти-воречиво, правоохранительные органы действуют не совсем эффективно.

В данной работе сделана попытка показать полный обзор глубинных при-чин и предпосылок возникновения нелегальной миграции в Россию, выявить недочеты и “белые пятна” нашего законодательства в этой области, показать возможные пути решения данной проблемы.

Возможно, выводы, полученные в ходе написания данной курсовой, помо-гут лучше понять поднятую проблему, осознать ее важное значение для нашей страны и выбрать наиболее оптимальный путь для ее разрешения.

Глава I. Понятие и нормативно-правовое регулирование

нелегальной миграции

§1. Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции

    

      Миграция - неотъемлемая характеристика образа жизни современного об-щества, органичная часть его экономики. На данный момент во всем мире раз-витие миграции идет крайне противоречиво. Неэффективность господствую-щей модели международной миграции выражается в огромном размахе неле-гальной миграции, состоящей из дешевой и бесправной рабочей силы. Эти нелегитимные, но, тем не менее, существующие в громадных масштабах миг-рации вовлекают в людской оборот миллионы человек и представляют собой часть современного глобального миграционного режима, который обеспечива-ет функционирование и воспроизводство господствующего в мире экономи-ческого порядка.

     Миграция (лат. migratio, от migro – перехожу, переселяюсь) – перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Такое ее определение да-но в Большой Советской Энциклопедии1. Более объемное определение дает Демографический энциклопедический словарь: “Миграция населения – пере-мещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переме-ной места жительства навсегда или на более или менее длительное время… Статистика ООН признает мигрантами тех лиц, которые проживают на новом месте более 6 месяцев”2.

     Развитие интеграции в современном мире резко усиливает миграционные процессы, что обусловлено политическими и социально-экономическими из-менениями, произошедшими за последнее десятилетие.

Происходящие миграционные процессы как в мире, так и в России неодно-родны. В этой связи в юридической литературе делались попытки классифици-ровать миграцию по тем или иным родовым признакам. Наиболее полная и объективная классификация, на мой взгляд, дается Л.В.Андриченко и В.О.Еле-онским3. Исходя из определения основных направлений миграционных пото-ков, они различают миграцию по причинам (добровольная, вынужденная и принудительная), по типу (внешняя и внутренняя), по временным критериям (возвратная и безвозвратная). Также они выделяют индивидуальную, семей-ную (перемещение группы родственников для восстановления или сохранения семейных связей) и коллективную (организованное переселение группы лиц) миграцию. В системе добровольной миграции выделяется экономическая и, прежде всего, трудовая миграция.

Наиболее тяжелые как для личности, так и для общества, государства по-следствия, по мнению указанных авторов, несет вынужденная миграция. Так же, как и добровольная, она может иметь различные характеристики. Вынуж-денная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежище, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные внутри страны лица, вынужденные



1 См.: Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т.16. / Под ред. А.М.Прохорова. - 3-е изд. – М., 1974. – С. 208.

2 Демографический энциклопедический словарь / Под ред. Д.И. Валентей. – М., 1985. – С. 254.

3 См.: Андриченко Л.В., Елеонский В.О., Хабриева Т.Я. О концепции развития миграционного законодатель-

ства Российской Федерации // Журнал российского права. – 2003. - №4. – С. 3.

переселенцы), возвратной и безвозвратной, легальной и нелегальной и т.д.

В данной работе я бы хотел поговорить о миграции нелегальной.

     Нелегальная миграция по определению не может быть количественно точно отражена на официальном уровне. Например, по статистическим данным МОТ 2000 года, нелегальная миграция в Россию составляет от 700 тысяч до 1.2 млн. человек. Это число включает трудящихся мигрантов, а также лиц без граждан-ства1. По экспертным оценкам Федеральной миграционной службы МВД РФ,

Госкомстата, пограничной и налоговой служб, на настоящий момент в стране

проживает от 3 до 10 млн. мигрантов2, прежде всего из республик СНГ, Китая,

Вьетнама, КНДР, Афганистана, африканских государств, и число их постоянно растет. По этому показателю (количеству нелегальных мигрантов) наша страна занимает второе место в мире (после США). Анализ миграционных процессов в РФ за последнее десятилетие показывает, что проблемы с внешней незакон-ной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представ-ляют и угрозу национальной безопасности государства (например, угроза  рос-сийскому Дальнему Востоку со стороны китайских иммигрантов).

     Во всем мире помимо количественного роста незаконной миграции (с уче-том невозможности получить точные данные количество экономически актив-ных лиц, вовлеченных в процесс незаконной миграции, оценивается от 25 до 40 миллионов) наблюдается также изменение самой природы этого процесса. Нелегальная миграция не только превращается в хорошо организованную ком-мерческую деятельность на международном уровне, но и с недавнего времени зачастую соседствует с другими видами международной организованной прес-тупности (торговля наркотиками, оружием, “живым товаром”)3.      

     По мнению Андриановой М.А., выработка “сбалансированной политики для повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией, с одной сто-

роны, и в то же время для недопущения нарушения основных прав трудящихся

-мигрантов - с другой, - один из актуальных вопросов, требующих всесторон-

него изучения. Сам вопрос признания незаконных мигрантов носителями ка-

ких бы то ни было прав до сих пор не поднимался. Изучение опыта, наработан-

ного в рамках международных организаций, а также в зарубежном законода-тельстве, может оказать серьезную помощь в формировании позиции России по основным вопросам регулирования внешней трудовой миграции (в том чис-ле нелегальной)”4.

     Кто же такие “трудящиеся-мигранты” и что означает термин “нелегальный мигрант”?

     До настоящего времени не существует юридически устоявшихся понятий “мигрант” и “трудящийся-мигрант”. В действующих правовых актах России употребляется только термин “иностранцы”, “беженцы”, ”перемещенные ли-

 


1 Улучшение методов миграционной статистики в Центральной и Восточной Европе // Издание Бюро МОТ в Москве. – М., 2000. - С. 33.

2 См.: Орешкин В.А. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // Мировая экономика и междуна-родные отношения. – 2004. - №3. – С. 77.

3 См.: Travailleurs - migrants. – BIT, Geneve, 1999. - P. 115.

4 Андрианова М.А. О некоторых возможностях упорядочения регулирования нелегальной трудовой миграции в Россию // Юрист. – 2002. - №7. – С. 54.


ца”. Российская Федерация вступила в третье тысячелетие, не имея обоснован-ной государственной миграционной политики и соответствующей правовой базы. Вопрос на уровне страны остается неурегулированным.

     В различных международных документах, как на универсальном, так и на региональном уровне приводится несколько определений трудящегося-ми-гранта. Принятая в 1990 году ООН Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей1 определяет термин “трудящий-

ся-мигрант” следующим образом: “это лицо, которое будет заниматься, зани-

мается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, граждани-ном которого он или она не является”.

     Статья 11 Конвенции МОТ №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения2 гласит: “В целях применения настоящего раздела Конвенции термин “трудя-щийся-мигрант” означает лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта”.

     В ст. 2 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и соци-

альной защиты трудящихся-мигрантов3 под “трудящимся-мигрантом (или ра-

ботником)” понимается “лицо, постоянно проживающее на территории Сторо-ны выезда, которое на законном основании занимается оплачиваемой деятель-ностью в Стороне трудоустройства”.

     В российской же науке трудящимся-мигрантом называют “любое лицо, ко-торое в иностранном государстве занято законной экономической деятель-

ностью или работает за вознаграждение”4. Но, на мой взгляд, последнее опре-

деление несколько заужено.

    В ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции”5 предлагается определение “иностранного работника”: “иностранный ра-ботник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Феде-рации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность”. Определение, предлагаемое в законе, представляет собой своеобразное толко-вание понятия “трудящийся-мигрант”, однако так же, как и приведенные ранее примеры, сужает понятие иностранного работника до легально занятого ми-гранта, что в сочетании с отсутствием определения нелегального мигранта ве-дет к появлению группы людей с неопределенным статусом.

     По моему мнению, определение, данное в Конвенции ООН 1990 года, пред-ставляется наиболее адекватным. Аналогичный вывод можно сделать исходя из анализа текста Рекомендации №100 о защите трудящихся-мигрантов в сла-

 


1 Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 г. //

Советский журнал международного права. – 1991. - №3 - 4. – С. 136.

2 Конвенция Международной организации труда от 24.06.1975 г. №143  “О злоупотреблениях в области ми-грации и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения” // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. -  С. 195.

3 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №47. – Ст.5299.

4 Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть: В 2 т. Т. 2. – М.: БЕК, 2000. - С. 608.

5 Федеральный закон от 25 июля  2002 г. № 115-ФЗ “О правовом  положении иностранных граждан в Россий-

 ской Федерации” // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.

боразвитых странах и территориях1, который предлагает распространять тер-       

мин “трудящийся-мигрант” одинаково как на трудящегося, уже поступившего на работу, так и на трудящегося, который ищет работу или который собирается начать работу, о которой он уже договорился, независимо от того, принял ли он просто предложение поступить на работу или заключил трудовой договор. Этот термин означает также любого трудящегося, возвращающегося временно

или окончательно во время или после периода работы (в российских источни-

ках подобных уточнений не встречается).

     Чтобы исключить возможность искажения смысла Конвенции, существует

понятие “нелегальная миграция”. Важно заметить, что предусматриваются в Конвенции не только меры по пресечению нелегальной миграции, но и меры минимальной защиты мигрантов, находящихся или получивших работу без

законных на то оснований на территории государства иного, чем государство их гражданства.

    Анализируя документы, регулирующие миграцию, выработанные в рамках МОТ, стоит отметить, что сфера их применения определяется, главным обра-зом, полномочиями, признаваемыми за организацией, которые состоят в защи-те прав и свобод трудящихся. Другими словами, данные акты прежде всего от-  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.